Нашли место
В обиходе место известно как Ченковский лес — по названию лесничества и ближайшего населенного пункта. Проезжаем несколько сотен метров по грунтовой дороге, а затем пешком, по шуршащему ковру опавшей листвы.— Данное захоронение обнаружили около месяца назад, — рассказывает заместитель прокурора Гомельского района Александр Шинкарев. — До этого в архивах областного УКГБ были изучены протоколы допросов бывших коллаборационистов — полицейских и надзирателей пересыльной тюрьмы. Оттуда узнали, что часть заключенных расстреливали и вывозили в Новобелицкий, как его тогда называли, лес.
Определить точное месторасположение оказалось непросто. Сведения пришлось собирать по крупицам. Что-то узнавали от местных старожилов, что-то подсказали лесники, ранее уже находившие отдельные захоронения.
Помогло и сопоставление старых карт с современной местностью. Выяснилось, что когда-то здесь проходила лесная дорога. По обе стороны от нее и делались захоронения.
Следы своих преступлений гитлеровцы старались скрыть в глухом лесу.
Конвейер смерти
По имеющимся данным, в оккупированном Гомеле находились несколько еврейских гетто и тюрем, а также пересыльный лагерь. Людей могли привозить из любого из этих мест.Логистика конвейера смерти, запущенного оккупантами, отличалась чудовищным рационализмом. Судя по ряду признаков, большинство расстрелов осуществлялось в тюрьме, где, как бы цинично ни звучало, это было проще делать технически. Прежде всего ввиду замкнутости пространства, из которого почти невозможно сбежать. Вывоз людей к месту казни потребовал бы больше транспорта, усиленную охрану. Ведь перед лицом смерти отчаявшиеся пленники непременно пытались бы сбежать. Поэтому в лес привозили уже трупы.
Для сохранения режима секретности полицейских и тюремных надзирателей к расстрелам не привлекали. Занимались этим так называемые айнзацгруппы — бригады смерти нацистской Германии, которые специализировались на убийствах мирного населения оккупированных территорий.
Жуткие находки
Горки светло-желтого песка замечаем издали. По периметру ямы ограждены лентами, табличка предупреждает о ведущихся раскопках. Осуществляют их военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны.Сперва на глубину нескольких метров в землю погружается стальной щуп. Если он упирается во что-то твердое — скорее всего, это кости. Значит, начинать копать нужно здесь. Также используется металлоискатель. Прежде всего для безопасности поисковиков. Теоретически можно найти неразорвавшийся боеприпас. Тогда придется останавливать работы и вызывать саперов. Детектор помогает обнаружить и другие металлические предметы, что также дает ориентир для поисков.
— Большую важность в таких случаях имеют сопутствующие находки, — отмечает командир взвода Владислав Бердников. — Ведь любая мелочь может иметь ключевое значение, дать какую-то подсказку, проливающую свет на происхождение всего захоронения. Обнаруженные нами вещи свидетельствуют об их принадлежности мирному населению.
Среди найденного — ключи, гребешки, оправы очков, дамские зеркальца, пряжки от ремешков, кошельки и монетки. При нас один из солдат обнаруживает предмет, покрытый ржавчиной. После того как сметен кисточкой, оказывается, что это перочинный ножик. А вот еще одна находка — расческа из пластмассы, которая наименее подвержена разложению. Состояние идеальное. Очистив от глины, расческу можно использовать и сегодня.
Относительно неплохо сохранились подошвы. Размеры 34—36 говорят о том, что это, вероятно, женская обувь. Но есть и экземпляр 50-го. Такую носил мужчина ростом не ниже 190 сантиметров.
Доказательство причастности
Особое значение имеют другие находки — две гильзы, пуля и фрагмент обоймы от немецкой винтовки системы Маузер. На донышках гильз указан год их выпуска — 1938-й.— Это опровергает распространяемую в интернете и надуманную версию о том, что здесь якобы хоронили жертв репрессий, расстрелянных в 1937 году, — отмечает Александр Шинкарев. — Конечно, в тот период смертные приговоры выносились. Однако, судя по архивам КГБ, такой массовости в нашем регионе не было. И машинами в лес людей не возили. Сохранились бы воспоминания родственников, рассказы очевидцев и другие свидетельства.
В некоторых черепах имеются сквозные пулевые отверстия. Они также соответствуют калибру винтовки Маузер, состоявшей на вооружении у войск вермахта. Есть также черепа с пулевыми отверстиями меньшего калибра. Причем, судя по характеру образования каналов, выстрелы производились в положении, когда жертвы стояли на коленях. Пока экспертиза не завершена, однако имеются основания полагать, что стреляли из пистолета Walther PP. Такие в качестве личного оружия имели немецкие офицеры.
На месте раскопок работают сотрудники прокуратуры, СК и Государственного комитета судебных экспертиз.
Экспертиза покажет
С процессуальной точки зрения захоронение является местом происшествия. Поэтому его осмотр фиксируется и производится по регламенту следственного действия. Вместе с сотрудниками прокуратуры и СК участвуют специалисты Государственного комитета судебных экспертиз. Позже им предстоит идентифицировать останки в лабораторных условиях.— Определить точное количество погибших сейчас сложно, поскольку останков очень много, — рассказывает государственный медицинский судебный эксперт УГКСЭ по Гомельской области Екатерина Ярмолик. — Фрагменты костей нужно сопоставить по отдельным телам. Это очень большой объем работы. Некоторые черепа повреждены от многолетнего воздействия земляной массы. Да и сами кости очень хрупкие, легко повреждаются и требуют очень аккуратного обращения. Также будем проводить измерения, которые позволят определить пол, рост, возраст.
Впрочем, уже сегодня специалисты уверенно говорят о том, что возраст останков превышает 80 лет. Большинство погибших были мужчинами. Среди них, судя по состоянию зубов, немало людей преклонного возраста.
Нет сомнений и в том, что это мирное население. Достоверно известно, что боевых действий в Ченковском лесу не велось. Отсутствуют характерные для таких случаев окопы, блиндажи, остатки амуниции и боеприпасов. В захоронениях нет признаков форменного обмундирования, пряжек со звездами, пуговиц от гимнастерок и нательного белья. Всего того, что обычно встречается в братских могилах красноармейцев.
Следствие продолжается
На сегодня обнаружено 21 захоронение. Полностью отработаны четыре из них. В самом крупном найдены останки, предположительно, не менее 60 человек. Есть также могилы поменьше. Общая же численность погибших приблизилась к полутора сотням.Из найденных захоронений полностью отработаны четыре.
Главная задача — извлечь из земли все кости, тем более что пока погода для раскопок благоприятная.
После того как эксперты проведут исследования, останки будут перезахоронены. Возможно, в том же месте, где и были обнаружены. Исходя из их количества, уже сегодня стоит рассматривать вопрос об обустройстве мемориала.
Теоретически есть надежда на то, что удастся установить фамилии хотя бы некоторых погибших. В настоящее время продолжается работа в архивах, ведется поиск возможных очевидцев среди жителей района старше 90 лет. Возможны и другие варианты. На днях в прокуратуру позвонил мужчина, уверенный, что среди похороненных в лесу мог быть его дед. Оккупанты расстреляли его в 1941 году. Вся полученная от заявителя информация будет проверена. Следствие по самому масштабному в истории независимой Беларуси уголовному делу продолжается.
prolesk@sb.by