А собирается она туда отнюдь не за знаниями, а всего лишь за картонной книжкой — дипломом. Иначе, дескать, работу ей не найти. Признаюсь, я удивился. Всегда думал, что у нас слишком много излишне заучившихся спецов, а людей с низкой квалификацией как раз не хватает. Много там не заработаешь. Да и объявлений о поиске именно таких работников — тысячи. Ничего не понимаю. Кто‑то врет? «А вы сами проверьте, дядь Роман», — посоветовала мне девушка, и я погрузился в чарующий (нет) мир вакансий, резюме и прочих нюансов трудоустройства. Причем с позиций той самой неудачливой соискательницы. А она, стоит признать, как и все юные леди в ее возрасте, стремилась устроиться куда‑нибудь в индустрию красоты, мир спорта и туризма, торговли и прочих услуг. На самые низшие должности типа «принеси‑подай», «ответь на звонок», «распечатай документ».
Я обнаружил как минимум два барьера, которые не смогла преодолеть моя знакомая. И связаны оба с непонятно раздутыми требованиями работодателей к будущим работникам. Например, даже на самых низкооплачиваемых должностях почему‑то необходимо высшее образование. Неужели, чтобы сидеть за конторкой в салоне красоты и по телефону «записывать девочек на ноготочки», следует отучиться в университете? Или вот, вакансия «администратор». Обязанности: встреча клиентов центра; приготовление чая/кофе для клиентов. Требования: высшее образование. Это что, необходимо чайно‑кофейный институт окончить? А вот еще одна интересная (на самом деле обыденная) обязанность, уже на должности «ассистент в офис»: «ежедневный забор корреспонденции». Это письма достать из ящика. Видимо, только после почтового факультета, потому что в требованиях к соискателю опять же строго указано — высшее образование обязательно.
Уж не сами ли работодатели создают священную корову из диплома, который далеко‑то не везде нужен? Может, это необходимо им не для дела, а для удовлетворения тщеславия — мол, у нас в спа‑салоне даже уборщица и та после универа? А потом, не сумев найти низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу, неудачницы бредут в вузы и занимают там чужие места. Еще четыре года сидят на шее у родителей, чтобы потом устроиться всего лишь помощницами маникюрши или бровистки.Еще один неожиданный для меня барьер — завышенные требования в части трудовых обязанностей работника. Нашел я вакансию «помощник менеджера» на каком‑то складе. Сказано, что высшее не обязательно, опыта работы не надо, — ну красота же! Открыл я ее… и долго проматывал длиннющий список того, что должен знать и уметь бедный работник. Там и владение всеми видами компьютерной техники, и иностранные языки, и ведение бухгалтерии, и управление персоналом склада, и прочее. Возник вопрос: а что тогда будет делать, собственно, менеджер, если все задачи, которые можно придумать, возложены на его помощника? Да еще за копеечную зарплату. И таких «предложений» на рынке труда почему‑то немало.
Словом, тягостное впечатление оставило у меня короткое знакомство с миром вакансий. А один из директоров небольшого предприятия попытался объяснить, для чего он набирает к себе людей исключительно с университетскими дипломами. «Понимаешь, считается, что люди, не осилившие высшее образование, не потянут и любую другую работу. Диплом у меня в офисе ему, может быть, и не пригодится. Но для меня это свидетельство, что новый работник — не недотепа. Это давний стереотип такой».
Стереотип? Так давайте ломать такие стереотипы. Чтобы целое племя младое и здоровое не ломилось в университеты, а могло найти себе первое рабочее место в любой сфере, где этот университет особо не нужен. Захочет стать руководителем — сама жизнь заставит поступать в вуз. А пока делать это заставляют искусственные препоны.
Но я убежден, что когда‑нибудь вредные стереотипы рухнут. Поэтому продолжение, конечно же, следует.