Об этом рассказал директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии Олег Руммо.
Коронавирус вынудил клиники во всем мире перестраиваться на новый режим работы, проявив бреши и сильные стороны системы здравоохранения. Специалисты МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии взяли на себя самых тяжелых пациентов с COVID-19 и благополучно их выхаживают.
Вместе с тем в центре не остановили плановую хирургию. А по количеству трансплантаций нынешний год обещает быть самым успешным в истории белорусской трансплантологии. И это при том, что в мире бушует пандемия, и самые благополучные государства сворачивают трансплантационные программы.
— Трансплантационная помощь в нашей стране — очень важная составляющая высокотехнологичной медицины, — обращает внимание Олег Руммо. — Но многие ее подразделения с приходом коронавируса начали помогать пациентам с ковидной инфекцией. Однако мы продолжаем эффективно работать. Пересадки органов выполняются ежедневно. Более того, сегодня мы идем с опережением 2019 года, который стал самым ярким в истории белорусской трансплантологии. С января уже проведены 172 трансплантации почки, 49 — печени, 2 пересадки поджелудочной железы, 5 трансплантаций легких, 25 пересадок сердца, одна операция по трансплантации комплекса сердце-легкое. Конечно, все это теперь достигается меньшим числом специалистов и большой нагрузкой на них.
Доноров и реципиентов теперь тестируют на коронавирус. Если инфицирован донор или реципиент, операцию по пересадке органов не проводят.
— Мы берем мазок ПЦР на коронавирусную инфекцию у донора, — вводит в курс дела Олег Олегович. — Проводим экспресс-тест и ПЦР-диагностику у реципиента. У нас нет доказательств того, что коронавирус тропный к крови, другим органам, кроме легких. Есть факты рождения здоровых детей у женщин, переболевших коронавирусной инфекцией во время беременности. Это говорит о том, что забирать органы у ковидного донора достаточно безопасно, но мы этого не делаем еще и потому, что работа в ковидных условиях — очень большое напряжение для персонала. Не проводим трансплантацию и инфицированному реципиенту, потому что может возникнуть очаг инфекции.
Олег Руммо замечает, что белорусская медицина во время эпидемии коронавируса продемонстрировала колоссальные возможности.
— Главное преимущество нашей системы в хорошей управляемости и организованности. Возможно, этим мы сильно отличаемся от многих других стран, где есть великолепная система, но уровень ее управляемости, организации и мобилизации гораздо ниже. У нас достаточный уровень профессионализма, чтобы решать текущие вопросы и задачи по лечению пациентов с ковид-инфекцией.