Объявлен конкурс сценариев художественных фильмов о людях, прославивших Беларусь

Нужны киногерои-земляки


Один из белорусских фондов поддержки и развития искусства объявил любопытный конкурс. Устроители творческого состязания разыскивают сценарии художественных фильмов о людях, которые так или иначе прославили Беларусь. Автору лучшей идеи, вне зависимости от того, будет ли она экранизирована или так и останется в портфеле фонда, обещают гонорар в 10 тысяч рублей. Если задумка все же начнет превращаться в реальное кино, автор сможет продолжить работу над фильмом в составе съемочной группы. А при условии подписания контракта получит 5000 рублей после запуска в производство и еще столько же — по окончанию продакшна.

Авторам предложены на выбор четыре темы для будущих фильмов. В основе сюжета могут быть события из спортивной и личной жизни Ольги Корбут или Александра Медведя, история клуба «Динамо-Минск», ставшего чемпионом СССР 1982 года, или творческий путь ВИА «Песняры» и его участников.

Что говорить: персоналии для сценариев, которые потом вполне себе могут перерасти в самостоятельные кинопроекты, выбраны отличные. Истории реальных людей, прославивших Беларусь, имеют драматургический потенциал. К примеру, в спортивной карьере Александра Медведя столько борьбы (в прямом смысле слова), а еще добрых дел, которыми занимается олимпийский чемпион.

«Песняры» — вообще кладезь для сценариста. История успеха музыкального коллектива, прославившего Беларусь далеко за пределами Родины, захватывает. А чего стоит один только Владимир Мулявин? Русский, который полюбил нашу страну всем сердцем, пел на белорусском, пропагандировал исключительно наше, самобытное, национальное…

Идея конкурса — локализовать яркие страницы нашей культуры в сценариях, основанных на реальных событиях — очень импонирует. А если идея еще перевоплотится в кино — замечательно! Тем более что белорусы о своих знаменитых соотечественниках сняли чрезвычайно мало. Имею в виду не документалистику, а именно художественное кино. Из того, что было снято уже в истории суверенной республики, на ум приходит пожалуй только лишь «Анастасия Слуцкая». Много копий сломали по поводу этого фильма: одни восхищались актерами и батальными сценами, иные сетовали, что во время просмотра хочется зажмуриться от стыда, мол, массовка аморфная, озвучка неаккуратная и так далее. Как бы там ни было: в центре сюжета белорусская княжна и наша история...

А ведь могли и делали на том же «Беларусьфильме» картины о знаменитых земляках. Первым на ум приходит фильм «Я, Франциск Скорина», где главную роль сыграл Олег Янковский. Лента снята еще в советское время, но ее динамичный сюжет и качественная актерская работа делают фильм образцовым опытом превращения исторического персонажа в настоящую икону для последующих поколений кинематографистов. И это не столько камень в огород национальной киностудии. Не на ее одних лишь плечах лежит пропаганда белорусского. Раз на нынешний кинематографический рынок вышли и частные кинокомпании — маленькие и не очень — значит, и они вполне себе могут делать продукт, прославляющий историю и культуру нашей страны. Другое дело, кино — это в первую очередь бизнес. И захочет ли частник делать фильм на подобную тематику? Его ведь цель — коммерциализировать продукт. Как видим, попытки в виде конкурса, объявленного частным фондом, предпринимаются. Но аплодировать пока очень рано. Дождемся сперва итогов состязания (их обещают подвести в конце этого года) и, смею надеяться, новой картины...

Мировой опыт показывает: выбор исторического персонажа для кино — вполне себе нормальная практика. Да, может быть, не такая распространенная, однако она есть. Допустим, кино о художниках. «Фрида», «Модильяни», «Призраки Гойи», «Винсент. На пороге вечности», многие другие фильмы. Мы знаем их и смотрели не только потому, что они рассказывают об исторических личностях. Мы знакомились с ними, потому что реальные события, умело «запакованные» в обертку художественного фильма, интригуют, захватывают, а еще и просвещают.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter