Свадебные и семейные традиции белорусов: что хранит музей истории загса

Нужно верить — счастье есть

Побывали в музее загса и узнали, какие традиции чтут белорусы при создании семей

Сто пять лет назад, 18 декабря 1917 года, был издан Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Церковь от ведения брачно-семейных дел отстранили: согласно декрету признавались только гражданские браки, зарегистрированные в отделах записи браков и рождений при управе. С той поры много случилось свадеб, немало родилось детей. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» побывали в Барановичах, в первом в Брестской области музее истории загса и свадебной атрибутики, и узнали, какие традиции белорусы по-прежнему чтут, создавая семьи.

Красное платье, медальон на груди

«Является ли ваше желание свободным, искренним и взаимным, по собственному ли желанию и доброй воле вы заключаете брак?» Многие из прошедших через загс не забудут, как в момент произношения регистратором этих слов трепетало сердце...

Начальник отдела загс Барановичского горисполкома Светлана Волынец показывает музей. Первое, что бросается в глаза, — торжественные платья красного и синего цвета. Они были обязательны для регистрирующих брак во времена СССР. Их по установленным образцам шили в домах бытового обслуживания. Еще один обязательный атрибут — чеканный нагрудный медальон с изображением герба БССР. Сейчас работники загса вольны выбирать себе наряд, правда, соблюдая формальности дресс-кода.

За 105 лет не раз менялась мода и на свадебные платья, и на ткани для них. Шифон, органза, фатин, креп, атлас, тафта... Но всегда белый цвет превалировал в наряде невесты. 
Так, в музее можно увидеть платье, в котором в 1976 году выходила замуж жительница деревни Здитово Березовского района. А на фотографиях — молодожены начала и середины прошлого века. Одеты скромно, но со вкусом.

Здесь же собраны свидетельства о заключении и расторжении брака, свидетельства о рождении разных лет — бланки документов менялись на протяжении времени. Также под стеклом документы, не имеющие на первый взгляд отношения к ведению записей актов гражданского состояния: довоенные свидетельства об окончании учебных заведений, войсковые книжки, профсоюзный и военный билеты, даже немецкий аусвайс.


— После войны благодаря этим документам в загсе можно было доказать возраст предъявителя для восстановления свидетельства о рождении и в дальнейшем получить паспорт, — рассказала Светлана Волынец.

Не заросла дорога к храму

«За первый год десятой пятилетки в нашем городе торжественно зарегист­рировано 900 молодых пар. За этот же период церковью не проведено ни одного венчания», — гласит плакат на стене музея. Да, такой был тренд 46 лет назад. И не только в Барановичах.


По данным на начало декабря 2022 года, в этом райцентре зарегистрировано около 960 браков. Практически все пары венчались. Чему, безусловно, рад настоятель храма святых Жен-Мироносиц протоиерей Константин Лешкевич, он частый гость в загсе.

— Народные обряды, ручники, сваты, каравай — это никуда не ушло, — радует Светлана Волынец.

К разговору подключается старший инспектор Екатерина Артём, которая регистрирует браки:
— Большинство брачующихся стараются чтить традиции. К примеру, однажды молодые попросили, чтобы ручник под ноги положили две бабушки — со стороны жениха и невесты. У другой пары бабушка с дедушкой были свидетелями. 
Как-то регистрировали белорусско-российскую пару. Они пожелали, чтобы стояли флажки двух стран и прозвучали гимны Беларуси и России.


Бывают, конечно, сценарии и на современный лад. Так, в нынешнем году брак регистрировали парень с девушкой, которые занимаются дрессировкой собак. Кинологи взяли в свидетели своих овчарок — Теда и Флору, для животных к торжеству даже сшили специальные наряды.

Мои собеседницы вспомнили, как перед будущей женой своего друга в зале регистрации брака танцевали кенийцы, как женившие дальнобойщика водители подогнали к загсу тягачи, а для тренера хоккейного клуба девушки из группы поддержки устроили флешмоб с клюшками. Музыкальное сопровождение тоже может быть по желанию. А вот вальс Мендельсона — это обязательно. В музее мы увидели пластинку с записью вальса на патефоне — настоящий раритет.

Любовь создается

Чемпион мира по фигурному катанию Максим Шабалин каждый год просит руки у своей избранницы — звезды сериалов Ирины Гриневой. Но мы-то знаем, как недолговечны браки звезд… Другое дело наши люди. Всему миру о своих чувствах они не рассказывают, и зря. К примеру, Владимир Александрович и Данута Иосифовна Кеда отпраздновали в барановичском загсе бриллиантовый юбилей — 60 лет совместной жизни. А супруги Сигизмунд Константинович и Мария Адольфовна Салей — 65‑летний. Ох не каждый брак до железной свадьбы доживет! Светлана Волынец называет счастье этих семей примером того, что любовь не рождается, а создается:

— Владимир Александрович пришел ко мне на прием с просьбой провести торжественный ритуал. Стали беседовать, оказалось, супруги праздновали 25 лет свадьбы в загсе, потом — 50 лет, вот решили отметить и 60‑летний юбилей. Во время торжества юбиляр благодарил судьбу, что встретил такую жену. И в завершение для нее и гостей исполнил любимую песню своей тещи. Голос звучал замечательно, хотя мужчине было за 80 лет…


КСТАТИ

Если пара, вступающая в брак, не может торжественно зарегистрировать свой союз в отделе загса родного города в связи с загруженностью выбранного ими дня для регистрации, то она вправе обратиться в любой городской или сельский исполком. Исключением являются иностранные граждане, брак которых регистрируется только в отделах загс.

В ТЕМУ

Свадьба — это программирование счастливой семейной жизни, добра и достатка в доме, считают в музее «Бездзежскi фартушок» Дрогичинского района. Туристам здесь показывают свадебный обряд «Вяселле».


— Свадебное действо на Полесье издревле начиналось с выпечки каравая. Считалось, что семейное счастье молодых зависело от того, каким он получится. В каравайницы звали женщин замужних и счастливых. Родители невесты благословляли каравайниц, и те, помолившись, принимались за работу. Тесто окропляли святой водой, затем — в печь. В это время звучали обрядовые песни. Пока подружки невесты украшали цветами каравай, родители молодой «затанцовывали» свадьбу, чтобы она была веселой и раздольной, — рассказала директор музея народного творчества Мария Остапович.

Прежде чем нарядить невесту, ее усаживали... на дежу. А во время торжества сват связывал рушником невесте и жениху руки — «чтобы не было разлуки», проводил вокруг стола три раза и с благословением родителей отправлял под венец.

Детали свадебного обряда в нынешние дни можно увидеть не только в музее, но и на свадьбах в Полесье.


kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter