Поиски продолжаются
Со времен Великой Отечественной войны было известно местонахождение в урочище трех ям-могил, в которых захоронено около 20 тысяч людей. Про остальные были лишь фрагментарные сведения из архивных источников. Проведенные в конце 1990-х поисковые работы не дали положительных результатов. И перед прокурорско-следственной группой стояла серьезная задача обнаружить на территории свыше 200 гектаров земли ранее неизвестные ямы-могилы, в которых захоронены более 30 тысяч человек. Помимо изучения архивных материалов и иной информации, была активизирована работа по установлению живых свидетелей данных событий, в том числе с использованием средств массовой информации.В результате удалось найти свидетеля, который и указал на возможное место нахождения одной из ям-могил. Уже в октябре 2021-го обнаружена первая из неизвестных ям-могил, из которой извлекли костные останки 537 человек, а также различные личные вещи, пули и гильзы к огнестрельному оружию, находившемуся на вооружении вермахта. В мае прошлого года найдена очередная яма-могила, из которой извлечены останки 204 человек, личные вещи, аналогичные пули и гильзы.
Масштабы территории, а также располагавшийся на ней лесной массив с множественными видоизменениями почвенного покрова и лесными насаждениями затрудняли установление места остальных ям-могил. Несмотря на это, поисковые работы осуществлялись до начала зимы 2022-го и были продолжены весной текущего года.
Для поиска новых мест массового захоронения в июле прокуратурой Минской области совместно с привлечением специалистов и оборудования Белорусского государственного университета проведено сканирование земного покрытия с применением квадрокоптера в районе полигона 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады вблизи деревни Копище. После проведенного анализа полученных результатов в августе обнаружена очередная яма-могила, рассказал Генеральный прокурор Андрей Швед:
Андрей Швед.
— За основу брался архивный документ — акт Чрезвычайной государственной комиссии, которая была создана в 1944-м и занималась в том числе подготовкой материалов для Нюрнбергского процесса. Были обнаружены первые несколько ям-захоронений, но потом мы долго не могли найти ни одной. В поисках помог местный житель-очевидец. Потом больше года проводились поисковые работы, но безрезультатно. Только использование нового программного комплекса белорусских ученых позволило с высокой точностью определить ранее неизвестные места захоронений.
Всего с 2021 года на территории данного лесного массива найдено 13 ям-могил, из них 11 — в 2023-м. При этом о шести ранее отсутствовали какие-либо сведения. Однако благодаря расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа удалось установить их местонахождение.
— Это место свидетельствует о масштабах реальной трагедии в годы Великой Отечественной войны. Ранее было известно об общем количестве убитых здесь мирных граждан и военнопленных — не менее 57 тысяч человек. Возможно, 13 ям-могил — не окончательная печальная цифра, — отметил Генпрокурор.
Масштабная работа
Премьер-министр Роман Головченко обратил внимание, что в Беларуси проводится скоординированная работа по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны:— Идет поиск неизвестных мест захоронения жертв геноцида и военнослужащих Красной армии, параллельно работает межведомственная комиссия, которая была создана Правительством для определения размеров ущерба и уточнения оценок тех трагических событий, которые происходили на территории Беларуси. В работе участвуют ученые, архивисты. Также идет реализация государственной программы по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войны, в рамках которой происходит мемориализация памятных мест, установление имен павших. Словом, работа идет масштабная, многовекторная и скоординированная. Измерений у этой проблемы очень много.
Руководитель Правительства добавил, что уголовное дело о геноциде белорусского народа будет расследоваться еще некоторое время:
— Тут нельзя сказать: все, хватит, мы уже наработали материала и на этом можно остановиться. Надо докопаться до истины и дать окончательную государственную оценку этому ужасному преступлению против нашей страны, против нашего народа.
По словам министра обороны Виктора Хренина, сегодня появилось много желающих исказить историческую правду:
Виктор Хренин.
— А фальсификация истории — это страшное оружие. Это оружие, с помощью которого реабилитируют нацизм, героизируют нацистских преступников и их пособников. Поэтому Министерством обороны проводится многоплановая работа по недопущению фальсификации исторической правды.
Министр подчеркнул, что ведомство с Генеральной прокуратурой тесно работают в рамках расследования дела о геноциде белорусского народа:
— Все это делается с одной целью — не предать забвению героическое прошлое нашего народа, не забыть о преступлениях, которые творились на нашей земле. Военнослужащие в прошлом году отработали на 110 объектах поисков. Извлекли из земли останки более 2 тысяч военнослужащих и жертв войны. Установлено 120 имен. В 2023-м уже провели работу на 105 поисковых объектах. Из земли извлечены останки свыше тысячи военнослужащих и жертв войны, установлено 40 имен. Эта работа будет продолжаться.
Ряд материалов по уголовному делу о геноциде белорусского народа планируется направить в суд уже в этом году. Первое — в отношении Владимира Катрюка — палача, который служил в украинском националистическом карательном батальоне. Работа практически завершена, сейчас уточняются юридические процедуры, в том числе прокурорские работники ищут его родственников, чтобы оповестить о начале процесса. Затем в 2023-м в суд передадут материалы в отношении еще двух карателей. В следующем году Генпрокуратура намерена направить в суд не менее 15—20 материалов, чтобы в установленном законом порядке доказать вину палачей, которые истребляли мирных людей и военнопленных.
sichevich@sb.by