Но объективно, зарплата — это не то, за чем идут в педагогическую отрасль. Перед учителями задача стоит гораздо глобальнее: выучить и воспитать достойного человека и гражданина. И сделать это может специалист, обладающий высокими моральными качествами, профессионал. А потому и в педвузы должны приходить мотивированные, идейные ребята. Престиж нашей профессии, по-моему, можно поднять несколькими способами.
Все начинается со школы. Уже там ученики выбирают любимых учителей и следуют их примеру. Перед глазами ребенка должен быть человек, который буквально горит своим делом, неравнодушен к будущему подопечных и компетентен в своем предмете на тысячу процентов. Случайные люди в нашей профессии не задерживаются (и слава богу): уж слишком велика ответственность. И ее, кстати, некоторые боятся. Но чем больше ответственности, тем значимее миссия педагога. А потому и конкурс на специальность должен быть высокий.
В педагогические вузы идут либо те, кто твердо решил стать учителем и, скорее всего, заранее позаботился о поступлении в педкласс. Или, как ни прискорбно это осознавать, по остаточному принципу. Чтобы уменьшить процент последних, нужно повышать проходные баллы, создавать конкуренцию с другими ведущими университетами. Хорошо сработает и пиар лучших студентов, внутривузовских мероприятий, открытость преподавателей к новым методам обучения.
Очень помогут в закрепляемости кадров льготы. Думаю, здесь будет эффективно применить схему, которую популяризируют среди военных. Так, у учителей больше мотивации остаться в профессии при наличии арендного жилья с правом выкупа или льготного кредитования на покупку. Молодых специалистов можно привлечь с помощью разового денежного довольствия, которое дается сотрудникам МВД при заключении контракта на долгий срок.
Если уж заговорили о деньгах. В системе образования предусмотрено: профессионал, работающий не для галочки, а на результат, может рассчитывать на премии. Надбавки положены за подготовку к олимпиадам, факультативы, участие в научных конференциях. Таким образом, талантливые дети смогут показать себя, а учитель вложит в них гораздо больше знаний, чем за 45 минут, отведенных на урок. Также есть доплаты за повышение категории. Я, например, высшую получил досрочно: участвовал в различных конкурсах профмастерства, готовил детей к республиканским олимпиадам.
Немаловажную роль в повышении привлекательности педагогики играет коллектив. У молодого специалиста вряд ли добавится мотивации, если на первом рабочем месте к нему не проявят в коллективе должного внимания. На первых порах молодому учителю и самому нужен наставник. В вузе не учат, как заполнять журнал, проводить родительское собрание или банально завоевать авторитет у школьников. Поэтому если рядом будет старший товарищ, который по-доброму все объяснит, работать станет немного легче. К слову, в сельских школах с этим проблем нет. Кадры здесь на вес золота, к каждому — индивидуальный подход. Почему-то не сомневаюсь: в сельской местности профессия учителя не потеряла своего престижа. Учитель в деревне так же уважаем, как это было еще в советскую пору. Отношение это передаем молодежи: у нас осталась традиция поддерживать отношения со школьными наставниками, которые уже на пенсии, навещать их, обмениваться новостями.
Андрей ТРЕЙ, заместитель директора по учебной работе Межисетской средней школы Могилевского района, председатель Молодежного парламента при Могилевском райсовете депутатов.