Все чаще беспилотные авиационные комплексы (БАК) выигрывают у пилотируемой авиации, решая задачи охраны границ и национальных парков, мониторинга объектов, местности и водных акваторий, контроля нефте‑ и газопроводов, предоставляя оперативную информацию для принятия своевременных управленческих решений. Еще в большей степени их полномочия распространяются на выполнение военных миссий, где в сложных операциях можно не рисковать жизнью пилотов, а поручить наиболее трудновыполнимые задачи беспилотным летательным аппаратам (БЛА).
Главный конструктор проекта Андрей Поплавский.
Малый класс беспилотников может запускаться с руки и осуществлять посадку с помощью парашюта, не требует инфраструктуры аэродромов. Беспилотники дешевле в обслуживании и эксплуатации. Все это очевидные плюсы. К слову, используя аппаратуру воздушной радиационной разведки на беспилотнике, можно провести мониторинг обширных территорий с замером уровня радиации, не подвергая опасности здоровье летного состава.
В то же время БАК — наукоемкая высокотехнологичная отрасль, требующая значительных финансовых вложений в научные исследования, математические алгоритмы, программное обеспечение, конструкторские разработки и производство. Мнения ряда экспертов таковы: объем мирового рынка БАК, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов. На этом динамичном рынке Беларусь занимает достойное место. Еще в 2016 году был создан Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов — головное предприятие в области беспилотного авиастроения НАН Беларуси.
— Наша страна имеет значительный потенциал в машиностроении, но авиация это совсем другое. И мы годами — еще задолго до официального образования центра — по крупицам приобретали необходимый опыт в конструировании, производстве и эксплуатации различных типов беспилотных летательных аппаратов. И на сегодня имеем ряд значительных успехов в завоевании части мирового рынка БЛА, — делится директор предприятия, кандидат технических наук, доцент Юрий Яцына. — На протяжении уже более 7 лет созданные на предприятии беспилотники типа «Бусел» успешно применяются в работе МЧС Беларуси. Такие комплексы весом от 6 до 14 кг запускаются с руки или небольшой катапульты, имеют широкий арсенал сменных целевых оптических систем мониторинга и наблюдения. На практике проверено — они надежны и долговечны.
Учитывая меняющийся спрос заказчиков, мы постоянно ведем работу по усовершенствованию своих разработок. Так, на сегодня радиус применения беспилотников «Бусел» вырос с 20 до 70 км, увеличена продолжительность их полета с 1 до 2,5 часа. Разрабатываются новые оптические системы с высоким разрешением и увеличением, аналоговые каналы связи заменяются на цифровые. В итоге несравнимо возрастает качество передаваемого на землю видеоизображения наблюдаемых объектов.
В последнее время интерес зарубежных заказчиков вызывает новый комплекс с беспилотным летательным аппаратом «Буревестник» весом до 300 кг и радиусом действия 300 км и более. Его возможно оснастить различными целевыми нагрузками общим весом до 60 кг. По сути, он многофункционален. И сейчас по контрактам с рядом партнеров разрабатываются 3 варианта его модификации.
С учетом острой конкуренции на мировом рынке НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси определил стратегию — максимально локализовать на своей базе производство не только БЛА, но и их основных элементов, а также наземной части производимых комплексов. Здесь создают оптические системы с камерами высокого разрешения на гиростабилизированных платформах с алгоритмами автосопровождения и определения координат наблюдаемого объекта, также наземные пункты управления, автопилоты, тренажеры для подготовки операторов, катапульты и другое. Все это сложные технологические изделия.
Ведущий инженер-электроник Сергей Лойко, младший научный сотрудник Руслан Ефремов.
Предприятие участвует в международных специализированных выставках, представляя работу своей техники в реальных полетах.
— Так, 2 года назад в рамках крупнейшей международной выставки беспилотников UMEX-2018 в ОАЭ, которая объединила свыше 120 экспонентов из 34 стран мира, для демонстрации официальным делегациям были отобраны всего три типа беспилотных летательных аппаратов — MQ-1 Predator из США, австрийский беспилотный вертолет Comcopter S-100 и БЛА «Бусел М40», — подчеркивает Юрий Францевич.
— Участие в таких форумах и успешный опыт эксплуатации нашей техники зарубежными партнерами укрепляют имидж Беларуси в этой высокотехнологичной сфере. Обеспечивается приток в страну валютных средств, которые направляются на последующее совершенствование и развитие продукции предприятия.
Она, к слову, уже представлена в странах СНГ, Средней Азии, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Особый предмет гордости специалистов центра — это и программные продукты, которые обеспечивают надежное управление беспилотным летательным аппаратом по заданной траектории в автоматическом режиме. Постоянно появляются новые конструкции планеров, стендовое оборудование и тренажеры. На сегодня самые популярные, коммерчески успешные изделия — БЛА малого радиуса действия «Бусел М50», БЛА среднего радиуса действия «Буревестник», тренажеры для подготовки операторов беспилотников, которыми, к слову, оснащены учебные классы Белорусской государственной академии авиации.
За прошедшие четыре года ассортимент продукции предприятия увеличился практически вдвое. Главным образом за счет создания изделий, в том числе специального назначения, по техническим заданиям заказчиков.
— Беспилотная авиация — отрасль с высочайшей конкуренцией. Здесь если ты остановился на месте, значит, уже отстал, — подчеркивает Юрий Францевич. — Поэтому мы используем современные инструменты бизнес-планирования, изучаем тенденции рынка. Задача на ближайшую перспективу — создание нового типа гибридного БЛА, выполненного по самолетной схеме с вертикальным взлетом-посадкой. Конструкторские и технологические наработки для этого уже есть.
Новый воздушный флот
Фото:
Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ