СКАЗАНО
— Но у нас и фермеры несут эту социальную нагрузку. Тоже молодцы. Потому что у нас такая политика в государстве: хочешь забрать земли вчерашнего колхоза — пожалуйста, с деревней, производственными помещениями, доводи до ума, работай. Вот политика на селе. Этим самым мы поднимаем, спасаем деревню и даем работу людям на земле. Так должно быть. Это наша политика в сельском хозяйстве.
Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Крупский район Минской области, 2 сентября 2022 года.
Своей земли гаспадар
Договориться встретиться с Коноваловым — та еще задача: день фермера расписан по минутам. Казалось бы, в начале весны полевые работы не такие активные, но у крестьянина всегда найдутся дела — нужно заготовить древесину для хознужд, закончить с ремонтом техники. Основное направление «Нового быта» — животноводство, а тут уж точно не до выходных. Но когда встречаемся, Александр гостеприимно показывает владения. В глаза бросается ухоженность: аккуратные животноводческие помещения, техника, выставленная в линеечку.— Ничуть не жалею, что продолжил дело отца, — показывая свою рабочую лошадку, старенький «Кировец», рассуждает Александр. — Себя по-другому не представляю. Когда папа начинал бизнес, я учился в 7-м классе. И не было дня, который не проводил бы вместе с ним. Поступил в Жиличи в техникум на агронома, затем перерыв на армию — каждый парень, считаю, должен отслужить. А потом доучивался уже заочно. Тогда специальность называлась «Гаспадар сялянскай сядзiбы». Надеюсь, стал настоящим гаспадаром.
Начиная с 2009 года Коновалов поэтапно увеличивал угодья. Брал не самые лучшие земли и приводил их в порядок. В итоге за пять лет прирос на 400 гектаров. Расширяться дальше, хотя амбиции и желание есть, уже непросто: свободную землю в Шкловском районе найти трудно. Но Коновалов и здесь мыслит по-крестьянски мудро: нельзя увеличить количество — будем работать над качеством.
— Заниматься растениеводством где-то проще — вырастил и продал. Не думаешь каждый день, вышла ли на работу доярка, накормлен ли скот, — рассуждает фермер. — Но по натуре я другой человек, люблю решать более сложные задачи. С маминой коровки развил поголовье, хозспособом построил помещения, достиг определенных результатов. Если человек каждый день готов быть в строю, то животноводство — перспективнейшее направление. Молоко и мясо будут нужны всегда. Чтобы все эффективно работало, для моих площадей необходима тысяча голов КРС. Пока их 500. Поэтому в ближайшие три года есть куда стремиться.
Техника Коновалова — от старенького «Кировца» до нового «Беларуса» — готова к новому сезону.
Александр не скрывает: порой обижался, когда основное внимание уделялось сельхозпредприятиям и только потом фермерам. Но в последние годы ситуация изменилась. Перечисляет: топливо с отсрочкой платежа, помощь в покупке запчастей, льготные условия лизинговых программ. Недавно забрал МАЗ, в ангаре уже стоит новенький комбайн «Гомсельмаша».
— Лизинг сегодня очень выгодный, — замечает фермер и приводит калькуляцию. — Беру технику под 2 процента на 7,5 года. Но нужно понимать, что еще 16 процентов от пользования лизингом финансирует государство. Где, в какой еще стране есть такая поддержка? За это Президенту большое спасибо!
И тут же затрагивает тему перехода убыточных сельхозпредприятий к частнику:
— Когда рассуждают о перспективах сельского хозяйства, то и дело возникают разговоры: а не передать ли колхозы тем же фермерам? Этот вопрос как-то задавали и мне... Из всего списка фермеров, что были у нас в районе, за десяток человек и мог бы сказать что-то. А остальные — взять у кого-то, продать и выгоду в карман положить. Поэтому в отношении желающих взять колхоз, куда вложены государственные средства, наши налоги, нужно четко проанализировать, будет ли через эти руки польза идти.
С видом на деревню
Центральная усадьба «Нового быта» — небольшие Новые Комсиничи, еще Старая Водва. Видя, что с кадрами туго, Коновалов искал их в городе. Выкупал старые дома в деревне, доводил до ума и заселял своих работников. Строил и новое жилье. В одном из домов поселился механизатор Алексей Шепелев с супругой и тремя детками:— Такое отношение главы фермерского хозяйства — современный, грамотный, а главное, человечный подход. Заселялся в дом еще десять лет назад, он был полностью обустроен. Повесил только карнизы и шторы. Когда оказывают такой кредит доверия, не можешь подвести. Я пришел в хозяйство сразу после армии. По сути, всему научился у Коновалова. И уже не разучусь.
Рабочий день в фермерском хозяйстве начинается с того, что транспорт привозит работников из Круглянского, Могилевского, Шкловского районов. Детей сотрудников забирает автобус, который фермер специально купил — возить в школу и садик в Шклов, а после занятий доставлять прямо к дому. В КФХ постоянных 32 человека, в сезон массовой уборки набирает еще до 15. Коновалов старается привлекать и подростков — чтобы и зарабатывали, и понятие о труде получали.
— Может ли фермерство быть сугубо бизнесом? Может, но точно не в моем случае. Мне больше интересен не свой заработок, а людей. Средняя зарплата по КФХ — более двух тысяч рублей. Я привез их на работу, накормил, заплатил. Добросовестный человек это оценит. Плюс не хочу, чтобы из земли все было вытянуто. Ведь на ней еще сыну работать.— А если бы он не захотел? — спрашиваю.
— Тогда подключилась бы дочка. Правда, ей еще девять лет, — смеется Александр.
Коновалов — депутат Каменно-Лавского сельского, Шкловского районного и Могилевского областного Советов депутатов. Люди обращаются с просьбами почистить дорогу, подсыпать ее, убрать урожай. И он не отказывает:
— Не важно, к депутату обратились или к главе фермерского хозяйства. Всегда стараюсь помочь. Делать ради людей — главное в жизни.
Настоящий помощник фермера сын Артем. Парень учится на последнем курсе БНТУ на факультете технологий управления и гуманитаризации, будущий менеджер. А еще — аграрий.
Сын Артем собирается продолжать дело отца и деда.
— У нас состоялся разговор, — вспоминает Александр. — Предлагал сыну проявить себя в другом направлении. Говорил: вникни в IТ-технологии, не обижусь. Пробивай себе путь легче, даже помогу. Но он захотел работать на земле. Окончит Артемка вуз, год на него погляжу, подержу около себя. Поработает по специальности над маркетингом, сбытом.
Когда Коновалов был в Костюковичском районе, его впечатлила природа, просторы, добротные фермы. Улыбается — не исключает, что когда-нибудь попросит хозяйство в другом районе. Быть может, туда и сын захочет поехать. Артема такие перспективы не пугают:
— Все детство с отцом, люблю работу на земле. В тракторе успокаиваюсь, никто не отвлекает. А в конце дня смотришь — вот это объемы я сделал! Одногруппники воспринимают мое решение по-разному. А я отвечаю: сегодня могу делать все сам — накормлю себя, свою семью и без благ большого города обойдусь. А легко ли без нас, простых крестьян?
bizyk@sb.by