![](/upload/iblock/3ac/3ac1f360ecb860b5a6bab24657e76aaa.jpg)
![](/upload/iblock/942/9429cef1f61b599b5d823f04bc4146fd.jpg)
Неразрешимых проблем нет
«Керамин», который мы привыкли воспринимать как единое предприятие, включает три завода: «Стройфарфор», выпускающий санитарно-техническую керамику, то есть умывальники и унитазы, завод по производству керамической плитки и Минский керамический завод — он специализируется на изготовлении кирпича.— Не так давно мы освоили еще и производство клинкерного кирпича, — уточняет Дмитрий Петруша, генеральный директор ОАО «Керамин». — Его особенность — высокая прочность, морозо- и влагостойкость. По сравнению с другими он имеет многократное преимущество в долговечности и надежности, поэтому используется как наружный облицовочный материал. К слову, это важный элемент импортозамещения, ведь на рынке в качестве фасадного кирпича предлагали в основном импортный. Наш ничем не хуже качеством, да еще и в три раза дешевле.
![](/upload/iblock/e50/e50b9f0e458786086160d173cbaa301d.jpg)
Что касается плитки, то она делится на два основных вида: облицовочная, для использования в помещениях, а также керамогранит (его с одинаковым успехом можно класть и внутри помещения, и снаружи).
— Массы, используемые для производства облицовочной плитки, практически полностью состоят из белорусского сырья. А вот керамогранит — наоборот, из импортного. Нашей основной сырьевой базой была Украина, поставки из которой теперь, как вы понимаете, значительно осложнились, — признает Анна Маевская, заместитель генерального директора по идеологической работе и материальному обеспечению. — Однако альтернативные варианты поставки сырья прорабатывались, задачи перехода на него ставились перед технологическим управлением. В настоящее время мы находимся в процессе переориентации производства на российское сырье — это хорошие по качеству белые жгущиеся глины, каолины, полевой шпат, их месторождения находятся на Урале. Так что степень локализации производства плитки в рамках Союзного государства окажется стопроцентной. Керамика для производства сантехнических изделий более чувствительна к сырью. Думаю, над совершенствованием рецептуры, поэтапным введением в состав российского сырья мы будем работать еще около года.
![](/upload/iblock/b32/b32e250ef92ce96998cec2b999e57b39.jpg)
В месяц «Керамин» выпускает более миллиона квадратных метров плитки — она занимает около 90 процентов производственного портфеля, а также 52 000 единиц сантехнических изделий, приблизительно 2 миллиона единиц кирпича. Понятно, что вся эта продукция на родине не остается.
— Около 75 процентов наших изделий поставляется на экспорт, — подтверждает Дмитрий Викторович. — Основной рынок сбыта — Российская Федерация. На втором месте Казахстан, далее следуют остальные страны ЕАЭС. Раньше много продукции мы отгружали и в страны Евросоюза. Сейчас эти поставки минимальны, однако мы надеемся, что со временем их объемы восстановятся и даже возрастут.
![](/upload/iblock/2bc/2bc86f49dce5b863826c1eb7e6866d73.jpg)
Эти ожидания имеют под собой почву. Оказывается, керамическая отрасль Италии, основного законодателя плиточной моды, крупнейшего европейского изготовителя и самой плитки, и оборудования для ее производства, сейчас испытывает значительные затруднения. Логистические цепочки поставок сырья из Украины нарушены, а весьма энергоемкое производство из-за цен на газ оказывается слишком затратным. Поэтому Беларусь со своей достойной керамикой и вниманием к модным тенденциям вполне способна «подвинуть» ее на рынке.
![](/upload/iblock/ab3/ab30b898e04304d2f0bad9c128451c80.jpg)
А вот осваивать рынки сбыта в странах дальней дуги «Керамин» пока не спешит.
— В стоимости керамических изделий решающую роль играет логистическая составляющая, — объясняет генеральный директор предприятия. — Плечо доставки не должно превышать полторы — две тысячи километров. Везти продукцию на другой край Земли, морем, с перегрузками, нецелесообразно. Мы не исключаем расширения географии поставок, однако постараемся не превышать наиболее выгодное расстояние.
Проблемой в условиях санкций может стать импортное оборудование. Поэтому предприятие намерено максимально диверсифицировать поставки из стран Евросоюза — по возможности налаживается изготовление необходимых деталей в Беларуси, подыскиваются аналоги итальянским автоматическим линиям в Турции и Китае.
![](/upload/iblock/20d/20df0a8dc6f62b0580bf5d7cfbe75fd5.jpg)
Из глины — в фавориты кухни
Самое время взглянуть на производство, где изготавливается керамическая плитка.— Сырьевая масса, состоящая из разного сорта глин, каолинов, песка, полевого шпата, доломита и других компонентов в определенной пропорции, по транспортной системе подается на пресс, посредством которого происходит формование сырца плитки, — экскурсию проводит Евгений Костюков, заместитель генерального директора по производству. — По конвейеру он подается в сушильную камеру, где при температуре около 200 градусов получает первую механическую прочность, после чего плитка может двигаться дальше, чтобы ее могли глазуровать, декорировать, а в итоге отправить на обжиг в туннельную печь. Процесс этот непрерывный: в сутки завод выдает около 50 тысяч квадратных метров плитки.
![](/upload/iblock/b60/b60bc2b9f45527f5166d060930672f56.jpg)
На каждой из четырех автоматических линий изготавливается плитка разного размера. Самый модный ныне формат — 1200 на 600 мм. Такую крупную плитку используют для облицовки стен, фасадов, укладывают ее на пол. Благодаря размеру работать с ней быстро, а на готовой поверхности остается минимальное количество швов. Правда, чем больше формат плитки, тем строже требования предъявляются к поверхности, на которую она укладывается, и к квалификации плиточника. На «Керамине» разработано 14 коллекций крупноразмерного глазурованного керамогранита с оригинальными фактурами, и все они приняты на ура.
![](/upload/iblock/944/9448e6514c6dc1ec8903c0b3b72916e7.jpg)
Кроме того, сейчас на предприятии изготавливается плитка размерами 400 на 400, 500 на 500, 600 на 300, 750 на 250, 900 на 300 мм. Бордюры же выпускает цех декоративных элементов и тоже в большом формате, затем их нарезают в заданном размере.
Длина автоматической линии — более 100 метров. При передвижении плитка проходит процесс декорирования, включающий последовательное нанесение на ее лицевую часть ангоба, рисунка и глазури. Ангоб — это тонкий слой сырой глины, создающий гладкую и стабильную по цвету поверхность.
![](/upload/iblock/58c/58c7fea80a0d7f03d00677531f17b102.jpg)
Главный рисунок, руководствуясь которым, мы и выбираем плитку для своих ванных комнат и кухонь, наносится с помощью машины цифровой печати. Она «встроена» в технологическую цепочку производственного конвейера. В операторской кабинке поддерживается постоянный микроклимат с определенной влажностью и температурой воздуха.
— На табло оператора отображается файл, который сейчас в печати. Если мы изготавливаем плитку с рисунком под мрамор или дерево, для его достоверности необходимы нюансы, различия — все как в природе. Для этого при печати одного и того же рисунка используется от 6 до 14 разных файлов, — делится некоторыми хитростями Евгений Анатольевич.
![](/upload/iblock/c35/c3550607d84b0d9e71e822f363d0913d.jpg)
Как мы уже запомнили, рисунок на плитке является результатом работы дизайнеров. Они изучают модные тренды в производстве тканей, обоев и, конечно же, последние тенденции плиточной моды, после чего дают рекомендации в выборе фактур, цвета и поверхности. Есть и сюжеты, не выходящие из моды годами. Так, популярным остается рисунок терраццо, который имитирует цвет итальянских мостовых, — серый бетон с вкраплениями разноцветных камушков. «Вечным» называют декор, имитирующий рисунок и фактуру дерева, камня, мрамора.
В завершение процесса декорирования плитка проходит мойку. Поскольку изготавливается она из природных материалов, без всякой химии, вода направляется в систему очистных сооружений, где посредством фильтр-пресса очищается от песочно-глиняной взвеси, а затем возвращается на производство.
![](/upload/iblock/f74/f741c812911c0b79412c1ec9cc8f6729.jpg)
![](/upload/iblock/93c/93cf4f9ffb037ce0d836844b8223c5f4.jpg)
Даже полностью автоматизированные производственные линии нуждаются в присмотре — при любой нештатной ситуации, например, скапливании плитки в одном месте, пронзительным сигналом они тут же зовут на помощь человека. В зависимости от сложности линии ее обслуживают от пяти до восьми операторов.
Доставка задекорированной плитки к туннельной печи, где она пройдет обжиг, — это отдельный и интригующий процесс. Дело в том, что осуществляют ее автоматические погрузчики с лазерной навигацией (LGV), этакие беспилотники, «глазами» которых являются датчики, установленные в цеху. Водитель им не нужен — достаточно оператора, который задаст программу электронного управления.
Хотя керамогранит является более прочным покрытием, обжигается он лишь один раз. Другое дело — плитка для облицовки внутренних поверхностей.
![](/upload/iblock/f31/f31a7b768df83f2d15be87c54ef71f76.jpg)
— Результатом первого обжига является не готовое изделие, а полуфабрикат — утиль, он же черепок или бисквит, — продолжает Евгений Костюков. — Затем он идет по глазуровочному конвейеру, тоже проходит через машину цифровой печати, после чего вновь поступает в политую печь для окончательного обжига. Водопоглощение такой плитки — не менее 14 процентов, поэтому для внешней отделки ее применять нельзя.
![](/upload/iblock/93b/93bd36d41290754f96b5c0451e6724b9.jpg)
Прежде чем плитка отправится к покупателю, контролеры ОТК проверяют, насколько соответствует эталону готовый продукт. Плитку, на которой имеется несоответствие (оно, впрочем, допускается в несортовой продукции), помечают специальными маркерами. Она тоже отправится в продажу, только по более низкой цене. Дальнейшая сортировка происходит автоматически. Хотя заданный размер плитки, скажем, 600 на 300 мм, но могут встречаться отклонения на долю миллиметра. Автоматика откалибрует их и разложит совершенно одинаковые изделия по стопкам. Распознают датчики и маркерные метки, «некондицию» они расфасуют отдельно. Готовые пачки с тут же наклеенными этикетками устанавливаются на поддон. Он затем окантовывается и обтягивается термоусадочной пленкой. Продукция готова к реализации!
Кстати, по торговым объектам Беларуси изделия завода развозят автомобили, а вот основной транспорт экспорта — железнодорожный. Ежемесячно на предприятии загружается не менее 300 вагонов, а пункт таможенного оформления находится прямо в административном здании.
![](/upload/iblock/ea0/ea0fafaecaf269de49ac4671f68aa6bc.jpg)
Модные тенденции
Чтобы оставаться в числе популярных производителей, необходимо постоянно следить за новыми трендами и внедрять их у себя.— Запрос на премиальный продукт растет, — признает Дмитрий Петруша. — Когда-то таким считался размер плитки 500 на 500 миллиметров. Теперь в моду входят слэбы — плиты большого формата, размером 1200 на 2400, а то и на 3000 миллиметров. На имеющемся же у нас оборудовании 1200 на 600 миллиметров — это предел. Поэтому необходима модернизация производства, и над этой задачей мы уже работаем. Новый проект реализуется и в изготовлении санитарно-технической керамики. Уже введены в товарную программу популярные нынче подвесные унитазы со скрытой инсталляцией, их выпуск ежемесячно наращивается. Что касается умывальников, то округлость выходит из моды, возникает спрос на прямолинейность форм, четкость углов. Поэтому в ближайших планах — приобретение специального оборудования и внедрение технологий шамотного литья. Умывальники из массы, в состав которой входят тонкомолотая пластичная глина, шамотная крошка и различные добавки, улучшающие формовочные свойства, можно будет делать больших габаритов и четких геометрических форм.
![](/upload/iblock/6b0/6b0f919a14f39402751c0f894be8a635.jpg)
Существующие связи с дистрибьюторами, розничными сетями, архитектурными, проектными, подрядными и ремонтно-строительными организациями укрепляются, новые — налаживаются. Компания смотрит в будущее с оптимизмом.
nevmer@sb.by