Гости изучают биохимию старения — студентам других факультетов предлагают лекции на самые интересные темы.
Ядерный биофак
Первокурсник физфака Егор Носов выбрал сразу несколько направлений. Физик в один день станет лириком на филфаке, в другой — историком, в третий — журналистом, в четвертый — философом. Но для Егора этот шаг — не просто удовлетворение любопытства и даже не интересное разнообразие студенческих будней. Парень тщательно продумывает, какое направление выбрать для второго высшего образования. Уверен: самые яркие открытия происходят на стыке наук. По своей специальности он изучает ядерную физику. Признается, что пошел в эту сферу не из-за денег. Егор готов легко объяснять, почему атомные электростанции сегодня относятся к наиболее безопасным и надежным установкам в мире. Мечтает побывать на реакторе, а в идеале там поработать. Но в будущем все же планирует технические знания ретранслировать на медицину. Поэтому учебный день на биофаке его особенно впечатлил. Студент показывает расписание:— Программа каждого факультета составлена шикарно. Нет ни одной скучной лекции, сразу появляется желание учиться. Сегодня, например, изучали биохимию старения, физиологию сна, обсудили экологические проблемы крупных городов. Еще больше впечатлило, что экскурсию по местному зоологическому музею провел лично замдекана биологического факультета Виталий Сахвон. Когда еще представится такой уникальный шанс?
В журналисты Егор пока не собирается, но экскурсию на журфак тоже считает полезной. Смеется, что унес с собой несколько рабочих техник по красивой грамотной речи. И инсайты словил — куда без них. Егор показывает фото из телецентра журфака:
— Убедился, что у любого студента БГУ есть возможность практиковаться на самом современном оборудовании. На нашем факультете, например, есть тренажерный класс реакторного отделения и лаборатория моделирования ядерно-физических процессов. А в распоряжении журфаковцев — собственный просторный павильон с телесуфлером, профессиональным светом, крутыми видеокамерами и даже студийным краном.Чего далеко ходить — заглянем тогда на журфак. Третьекурсница факультета Елизавета Алейникова тоже не нарадуется новому опыту. Студентка посетила физфак, биофак и открыла для себя мир международных отношений. Выбор направлений неслучайный: планирует работать в сфере защиты окружающей среды. Каждая лекция, говорит, на вес золота.
Три на пять
Организует необычный формат Студенческое научное общество БГУ. Его председатель Александра Горбатова — студентка 4‑го курса факультета международных отношений — призналась, что даже лекторов старались выбирать харизматичных, а темы каждого занятия утверждали скрупулезно:— Все-таки наша задача увлечь молодых людей, разжечь интерес к новым научным горизонтам. Никаких поблажек не делаем — ребята посещают лекции вместе с остальными студентами, которые обучаются на факультете. Мы полностью интегрируем визитеров в учебный процесс.
Эксперимент продлится до 17 октября. К слову, 200 выделенных мест расписали буквально за два дня, причем уже в первый день было занято 90 процентов — настолько идея пришлась по душе ребятам. Трое самых быстрых и увлеченных оформились сразу на пять факультетов.КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Андрей Король, ректор Белорусского государственного университета:
— Проект «Студент по обмену» хорошо отражает один из ключевых векторов в БГУ — междисциплинарный. Последние годы мы стараемся придерживаться этого принципа при открытии новых специальностей, планировании тем для курсовых, дипломных, магистерских работ, научно-инновационных проектов. Именно на пересечении появляются перспективные идеи, новые смыслы и знания.
В университете ведется работа по созданию междисциплинарной платформы. Действует Совет по междисциплинарным исследованиям, работает методологическая школа. Всего за последние годы мы запустили около 20 специальностей на первой и второй ступенях — 90 процентов из них имеют междисциплинарный компонент. Это, скажем, экономическая безопасность, биоинженерия и биоинформатика, международная конфликтология.
Нам нужны грамотные педагогические подходы по разработке междисциплинарных программ. Уже более 300 педагогов прошли курс «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». Скорректировано более 3000 учебных программ, более 11 тысяч учебных курсов на образовательном портале университета содержат элементы межпредметной интеграции и эвристики.
Поучить в нагрузку
Студенты БГУ могут дополнительно изучать интересные им дисциплиныРебята могут выбирать даже те предметы, которые не изучаются на их факультете. Ключевое условие — высокая успеваемость. Талантливый молодой человек сам определяет, каких компетенций ему не хватает для усиления знаний и конкурентоспособности на рынке труда в будущем. В истории проекта есть пример, когда студент экономического факультета выбрал рекордное количество дисциплин — пять предметов юридического факультета, а потом успешно по ним аттестовался.