Для реализации новой услуги банкам нужно разработать проекты допсоглашений к договорам эквайринга и доработать программное обеспечение терминалов.
Право, но не обязанность
Во время онлайн-брифинга в Нацбанке особо подчеркнули, что выдача наличных в магазинах по карточкам является договорным условием между банком и организацией торговли и сервиса. Финансовые институты и магазины имеют право, но ни в коем случае не обязательство предоставлять такую услугу.
Начальник главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Татьяна Рускевич заметила, что при работе над проектом постановления очень многие банки были заинтересованы в предоставлении такого сервиса. Для его реализации финансовым институтам нужно разработать проекты дополнительных соглашений к договорам эквайринга с организациями торговли и сервиса, доработать программное обеспечение платежных терминалов.
Кроме всего прочего, постановление № 155 вводит меры, усиливающие защиту держателей карточек. Например, появляются дополнительные требования к банку по своевременному и полному информированию о банковских услугах.
В частности, в случае изменения «чувствительных» условий договора об использовании карточки (кредитного договора), таких как перечень и размеры вознаграждений и плат, вводится требование об уведомлении клиента с использованием индивидуального электронного канала информирования (при наличии обязанности у банка уведомлять клиента о таких изменениях с использованием только электронных каналов). Например, SMS-сообщение, push-уведомление; сообщение, направленное посредством использования мессенджеров, электронной почты, интернет-банкинга. Это должно повысить вероятность доведения информации до держателя карточки.
Вводится и требование о бесплатной подаче заявления банку в случае возмещения клиенту списанных денежных средств. Данное требование появляется в рамках обеспечения права владельца карты на возврат денег по несанкционированным операциям.
С 1 января 2022 года услуга выдачи наличных в организациях торговли и сервиса может появиться на территории всей страны.
Безналичный приоритет
В процессе онлайн-брифинга Татьяна Рускевич также отметила, что Нацбанком принимаются меры, позволяющие оградить граждан от личного присутствия в банках в период борьбы с пандемией:
— Наши банки предоставили все возможности, чтобы удаленно и дистанционно получать услуги в удобном формате и оставаться дома. В рамках этой работы мы надеемся, что доля безналичных расчетов будет увеличиваться.
Так, по данным Нацбанка, в первом квартале текущего года доля безналичных расчетов в розничном товарообороте составила 49,3 процента. По отношению к 1 января 2020 года прирост этого показателя достиг 4,4 процента. Для сравнения: за первый квартал 2019 года объем безналичных операций в рознице остановился на отметке в 44,4 процента.
Начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович сообщила, что постановление № 155 позволит финансовым институтам рациональнее использовать существующую программно-техническую инфраструктуру. Также она заметила, что банки продолжают ее наращивать. По результатам первого квартала года количество банкоматов в стране возросло на 42 и составляет 4336 единиц. Количество инфокиосков выросло на 32 единицы и достигло 3112. Платежных терминалов насчитывается 173 549, их количество увеличилось на более чем 300 единиц.
kryzhevich@sb.by