Сегодня, 14 января, делегации всех районов Гомельской области приняли участие в мемориальных мероприятиях, посвященных 80-й годовщине трагедии в деревне Ола. Возле стилизованных остовов бывших хат ставили лампадки с названиями сожженных деревень, к мемориалу возлагали цветы, а о той трагедии рассказали в пронзительной песне.
Возле входа в мемориальный комплекс – выставка «Без срока давности». Фото и статьи районной газеты «Светлагорскiя навiны» рассказывают о жутких, бесчеловечных подробностях геноцида на территории района. Ола, где карательные отряды заживо сожгли и расстреляли 1758 мирных жителей из 12 близлежащих деревень, – ужасный, но не единственный пример жестокости нацистов. И таких испепеленных деревень много в каждом районе Беларуси. Члены делегаций в Олу прибыли с лампадками, на каждой – название сожженного населенного пункта. В руках заместителя председателя Кормянского райисполкома Натальи Сидоровой – «Кляпин» и «Волынцы»:
– В Кормянском районе от огня захватчиков пострадали 29 населенных пунктов. Кляпин жгли трижды за период войны. Каждая из таких деревень – общая боль всех белорусов. И то, что мы сегодня вместе вспоминаем об этом, возвращает нас к самым важным словам – память и мир.
Участники митинга проходят мимо бетонных стел с силуэтами погибших мирных жителей, под воротами, на которых выбиты страшные цифры: 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин и 200 стариков. Возле мемориала их встречало пронзительное хоровое исполнение песни, посвященной этой трагедии. Ее автором стал исполнитель и продюсер Сергей Пархоменко, известный под сценическим псевдонимом Серега. Ее он создал совместно с композитором и аранжировщиком, заведующим музыкальной частью Гомельского государственного театра кукол Анатолием Шевцовым. В ней детские слезы, горе матерей и ужас, оставшийся на выжженной земле:
Стоит пепелище, где раньше была
Дубравой укрыта деревня Ола…
О страшных эпизодах, ставших известными благодаря выжившим свидетелям той трагедии, вспоминал в своем выступлении председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко:
– Это страшно представить, а свидетель фашистских злодеяний Артем Макарович Устименко, на чьих глазах фашисты лишили жизни жену и пятерых его детей, пронес эту незаживающую рану, эту неутихающую боль через всю свою жизнь. Эта боль дала ему силы дойти до Берлина, и каждый раз, вступая в бой, он повторял: «Мщу за жену и детей». А объятая пламенем, ушла в вечность на пороге родного дома Аксинья Тимофеевна Курлович.
Из почти двух тысяч сгоревших заживо местных жителей на сегодня установлены имена двухсот девяноста девяти. Работа с архивными документами ведется постоянно. Мемориальный комплекс на месте сожженной Олы был открыт в 2020 году.
– За неполных четыре года после открытия мемориальный комплекс посетили более 35 тысяч человек. С цветами, лампадками, игрушками и конфетами, – рассказал Иван Крупко. – Мы будем приходить сюда вновь и вновь. Семьями, группами, в одиночестве. Не сдерживая слез, думать о нечеловеческих страданиях, которыми пропитана эта земля. Великим назвал этот памятник на его открытии наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко. Он уверен, что этот мемориал будет многие десятилетия служить напоминаем о страданиях, выпавших на долю их предков, напоминанием о жестокости, с которой фашисты отнимали жизнь у стариков, женщин, детей.
Новая песня Сереги прозвучала на митинге в Оле
Фото:
Андрей СИЛИВОНЧИК