Это был форум переработчиков. Но молоко начинается с коровы и фермы. Александр Лукашенко поставил задачу к концу следующей пятилетки уйти от старых ферм и получать молоко только на современных молочно-товарных комплексах. Сейчас ведется их массовое строительство. Благодаря этому молочная отрасль стала локомотивом развития всего агропромышленного комплекса Беларуси, заявил на форуме министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Бартош:
— Но для сохранения и приумножения динамики надо наращивать производство сырья и мощности перерабатывающих предприятий. В этом году загрузка отдельных линий на некоторых из них доходила до 98 процентов. При этом экспорт остается приоритетным направлением. Хотя мы производим молока в три с лишним раза больше, чем потребляем, поставки на внешние рынки должны увеличиваться.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Бартош.
Основной прирост валютной выручки обеспечивают сыры и творог, масло, то есть продукты с высокой доходностью. Эти же товары составляют основную долю в экспорте всей молочной продукции. В январе — августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились в натуральном выражении отгрузки на внешние рынки: масла животного — на 27,5 процента, сыров и творога — 1,5, сухой молочной сыворотки — 6,3, молочных консервов — 4,4, молока в потребительской упаковке — 10,5.
На сыры приходится 43,5 процента общего экспорта молочной продукции, масло — 19,1, цельномолочную продукцию — 10,8, сухое обезжиренное молоко — 10,5, сухое цельное молоко — 3,7, творог — 3,8.
Производство молока будет расти. Какой в связи с этим будет стратегия сбыта готовой продукции за рубеж?
— Российский рынок для белорусских товаропроизводителей остается приоритетным, планируем сохранить натуральные объемы поставок туда молочных продуктов на уровне 2023 года, остальные будут направлены в страны СНГ, включая ЕАЭС, Азию и Африку, — отметила начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко. — В связи с этим необходимо активнее наращивать сбыт в страны, где мы уже представлены, а также искать новые рынки.
Такая работа идет. 1 октября в столицу Кубы прибыли первые 100 тонн сухого молока ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Подписаны спецификации на поставку дополнительно 1100 тонн. Отрабатывается вопрос организации совместного производства молочной продукции из белорусского сырья на базе молочного комплекса недалеко от Гаваны.
В этом году в Сенегал начаты поставки молочной сыворотки ООО «Праймилк». ОАО «Милкавита» — сухого обезжиренного молока в Египет. ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» и ОАО «Бабушкина крынка» согласована реализация 100 тонн сухого обезжиренного молока до конца текущего года в Зимбабве. Этот список можно еще долго продолжать. Наши переработчики также отправляют новые виды продукции на рынки, где она уже присутствует. Например, в текущем году ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» начал поставки сухой молочной сыворотки в Южную Корею, заменителей цельного молока — в Монголию.
В белорусских магазинах изобилие молочных продуктов. Они пользуются популярностью во многих странах и на разных континентах. Однако жизнь не стоит на месте, рынок требует новой продукции. Задача молочной отрасли — дать эффективные ответы на все запросы, в том числе зарубежных покупателей, заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим Шагойко.
Молочные предприятия дали возможность участникам форума не только увидеть, но и попробовать новую продукцию.
Менеджер по маркетинговым коммуникациям ОАО «Туровский молочный комбинат» Екатерина Подгайская:
— Привезли сыры мягкие маскарпоне с наполнителями «Клубника» и «Шоколад». Их можно использовать как готовый крем для домашней выпечки, сырников, блинчиков, так и для самостоятельного десерта в сочетании с ягодами, фруктами, печеньем или бисквитом. А еще сырники из рикотты — готовая масса, в которой смешаны все ингредиенты в нужных пропорциях.
Работницы ОАО «Туровский молочный комбинат» Яна Полын и Диана Федорович.
Менеджер по маркетингу ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Юлия Картель:
— Представили безлактозную линейку продукции: йогурты и масло, готовимся к выпуску безлактозной сметаны. Это товары для людей с непереносимостью лактозы — молочного сахара. Но их, конечно, можно употреблять всем без ограничений.
Менеджер по маркетингу ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Юлия Картель.
Заместитель директора по производству совместного белорусско-российского ОАО «Беловежские сыры» Ирина Филиппова:
— Показали такие новинки, как масло кислосливочное, сыры в виде трюфеля с различными специями на основе трав, топленое масло по индийской технологии. Сегодня время такое, что только традиционных продуктов недостаточно. Надо постоянно чем-то удивлять покупателей.
На создание новых видов продукции в значительной степени направлена и новая стратегия отрасли на два ближайших года. Она предусматривает организацию производства востребованных сухих молочных продуктов, которые не все экспортеры могут предложить рынку (быстрорастворимое молоко, концентрат молочных белков, концентрат сывороточных белков, безлактозное молоко, лактоферрин, многокомпонентные сухие смеси для изготовления различных видов продукции, в том числе мороженого в жарких странах).
«Бабушкина крынка» и «Слуцкий сыродельный комбинат» уже реализовали требование Президента и освоили технологию производства конфет из сухого молока.
Быстрорастворимое сухое молоко продавать на внешнем рынке выгоднее, чем обычное. Его производство запланировано на семи предприятиях, три из которых начали работу. Концентрат сывороточных белков уже выпускается в Щучинском филиале ОАО «Молочный Мир». Планируется наращивать объемы там, а также запустить дополнительные мощности на предприятии «Савушкин продукт». Изготовление сухого концентрата молочного белка будет организовано на Лидском молочно-консервном комбинате и Лунинецком молочном заводе.
На Слуцком сыродельном комбинате намечено запустить производство лактоферрина. Конечно, здесь потребуется большая помощь отечественной и российской науки, потому что это абсолютно новый уникальный продукт для молочной отрасли, новый технологический уровень.
Особенно важный и значимый для страны проект — строительство нового инновационного цеха по производству детского питания на заводе «Беллакт».
— Планируется расширить ассортимент на 135 видов продукции, из которых 26 — существенно новые для нашей страны, — отметила заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Мария Климова. — Но при этом важны не столько цифры, сколько философия производства. Руководитель, специалисты и каждый член коллектива на молочных предприятиях должны осознанно идти в новую эру молока. Если не проникнутся таким подходом, останутся в прошлом. А это никому не пойдет во благо.Зарубежные гости не только слушали участников форума, но и делились впечатлениями.
Директор молочного завода из Узбекистана Шокирджан Зарипов:
— Нас пригласили представители белорусского перерабатывающего предприятия, с которым сотрудничаем. Прежде чем приехать на форум, побывали на трех ваших молочных комбинатах. Посмотрели оборудование, технологию производства, готовую продукцию. Прикинули, что можем перенять для себя.
Директор молочного завода из Узбекистана Шокирджан Зарипов.
Генеральный директор российского Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов:
— Ваша молочная продукция традиционно пользуется популярностью у наших потребителей. Каждый четвертый килограмм сыра и каждый седьмой литр молока, которые продаются в России, белорусского производства. Наши рынки достаточно стабильны. В связи с этим необходим выход на глобальные рынки постсоветского пространства, а также дальнего зарубежья. Прежде всего стоит обратить внимание на Юго-Восточную Азию, страны Ближнего Востока и Северной Африки.
На форуме чествовали лауреатов традиционных премий: «100 дорог экспорта» (лучших поставщиков на внешние рынки) и «Большие звезды млечного пути» (работников молочных заводов за личный вклад в развитие предприятий и отрасли). Среди них ведущий инженер-технолог ОАО «Савушкин продукт» Ольга Кучук. Работает на предприятии более 20 лет. Внесла значительный вклад в создание и постановку на производство новых видов продукции десертной категории. Сейчас разрабатывает продукты с уменьшенным количеством сахара, а также обогащенные кальцием и витаминами.
Начальник отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Бабушкина крынка» Алексей Драница считает, что награда ему — оценка заслуг всего подразделения, где трудятся 9 человек:
Начальник отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Бабушкина крынка» Алексей Драница.
— Две трети продукции предприятия идет на экспорт в 30 стран. Несомненно, главный рынок — российский. Но добрались и в далекие уголки планеты, такие как Куба, Малайзия, Филиппины. В последнее время столкнулись со сложностями, связанными с оплатой, логистикой. Но команда у нас надежная, поэтому все трудности преодолевает.
Из общения со многими участниками форума можно сделать такой вывод. Инновационное будущее молочной отрасли уже наступило. Поэтому всем предприятиям и их работникам, как верно заметила Мария Климова, важно не задержаться в прошлом. Несомненно, останется немалая часть традиционной продукции. И все же преуспеет, в том числе и в финансовом плане, тот, кто будет быстро отвечать на запросы времени.
gedroiz@sb.by