Поле как поле. Ничего особенного. Разве что расположено оно совсем близко от Минска, на окраине поселка Городище — до кольцевой в Уручье максимум минут 10 езды на машине. Хотя есть одна особенность у этого участка площадью чуть больше 7 гектаров: по документам-то сельскохозяйственными землями он не является. Еще в начале 2011 года его забрали у сельхозорганизации и выделили под реализацию инвестиционного проекта. Но он пустует до сих пор. Нельзя сказать, что неосвоенных наделов, числящихся за нерадивыми инвесторами, много. Но проверки Комитета государственного контроля четко демонстрируют: проблемных участков хватает. Хотя их количество постепенно сокращается.
Евгений ТЕЛЯТИЦКИЙ: «На этом поле должен был появиться завод по розливу напитков, но инвестор к строительству так и не приступил»
Пустошь вместо минералки
Конечно, у каждого неосвоенного участка своя история. Но под поселком Городище она вообще какая-то странная получилась. Еще в конце 2011 года инвестор должен был начать строительство завода по розливу питьевой воды и безалкогольных напитков. За дело так и не взялся. Даже забором свои владения не огородил, показывает представитель КГК Минской
области Евгений Телятицкий. Так поле и осталось полем. Но интрига кроется в другом: компания, за которой оно числится, уже умудрилась каким-то образом ликвидироваться. Как такое могло произойти — тема отдельного разбирательства. Но ситуация, когда владельца компании-инвестора днем с огнем не найти, не такая уж и редкая.
В целом по стране наберется еще несколько десятков примеров не самого рационального использования земельных угодий. И история у всех почти одинаковая: инвесторы при выделении земли получали определенные льготы, обещали возвести современные предприятия, но даже не приступали к реализации своих амбициозных намерений. И это еще не самый плохой случай, когда земля остается в первозданном виде. Хуже, когда остается недострой. И с ним надо что-то делать: либо забирать и реализовывать с аукциона новому владельцу под определенные обязательства, либо заставлять старого сносить и приводить участок в первозданное состояние. Тем более что некоторые угодья выделялись из сельскохозяйственных земель или земель лесного фонда. Весьма ценных, чтобы их раздавать горе-инвесторам.
Вторая проблема — взыскать с нерадивых предпринимателей компенсацию предоставленных льгот. За невыполнение обязательств такие санкции инвестдоговорами предусмотрены. Но обычно-то компании прекращают строительство объектов из-за финансовых сложностей. И «снять» с них деньги в добровольном порядке получается далеко не всегда. А некоторые инвесторы умудряются до полноценного разбора полетов вообще исчезнуть из страны. Словом, расстаться с бесшабашным предпринимателем не так-то и просто, как может показаться на первый взгляд.
Проблемы родом из прошлого
Практически все неиспользуемые инвестиционные участки родом из 2009—2015 годов. Тогда сбежались сразу несколько занимательных процессов. Свое слово сказал перегретый финансовый рынок. В том числе спекулятивными инвестициями. Но они сдулись: во время замедления экономического роста немало предпринимателей стали испытывать недостаток финансирования. А в свете огромных ставок по банковским кредитам, наблюдавшихся еще в недавнем прошлом, приходилось пересматривать перспективы ряда проектов.
Основные проблемные инвестдоговоры заключались до 2015 года
Впрочем, нельзя исключать и другой тенденции: некоторые землю старались «урвать» про запас. В том числе в надежде потом, используя прорехи в законодательстве, каким-нибудь образом изменить функциональное назначение участков и применить их под какие-нибудь более выгодные проекты. Кстати, под эту марку в те годы коммерческие структуры выкупили чуть ли не все пионерские лагеря, санатории и профилактории недалеко от столицы. Надеялись: рано или поздно умудрятся использовать прекрасные территории под коттеджную застройку. Но правовая «форточка» окончательно захлопнулась. И сегодня немало таких объектов стоят без дела. Как оздоровительные комплексы они новым владельцам не нужны.
Проблемные инвестиционные площадки нынче являются памятниками пробелов в законодательстве. В 2010-х годах оно менялось несколько раз. И окончательно проблемные моменты ликвидировали в 2016 году. Прежде всего Декретом № 8, который, в частности, четко определил ответственность инвесторов. Раньше этот вопрос лежал в плоскости исключительно Гражданского кодекса. К сожалению, в этом случае общее законодательство работало не совсем эффективно.
Евгений Телятицкий прогресс видит: с инвестиционными договорами, заключенными за последние два года, больших сложностей нет. Они либо реализуются в срок, либо власти принимают действенные меры к нерадивым партнерам. Конечно, по различным причинам случается, что та или иная компания выбивается из графика, но объекты на произвол судьбы не бросают, а стараются завершить строительство.
Прицел на производство
Председатель комитета экономики Миноблисполкома Сергей Железняк признает: ряд проблем с инвесторами прошлых лет есть. Но их постепенно стараются решить. Некоторые вопросы логично «развязывать» через суд. И квалификация юристов, и правовая позиция позволяют подавать иски и их выигрывать. Сложность в другом: исполком хотя и является органом государственного управления, но должен уплачивать все государственные пошлины. А когда дело касается земли и недвижимости, пускай и недостроенной, суммы и исков, и пошлин получаются существенными. По некоторым делам придется уплачивать десятки тысяч рублей. Достаточно серьезная нагрузка на областной бюджет. Даже если удастся отстоять свою позицию перед лицом Фемиды, все расходы, в том числе и пошлину, будет компенсировать проигравшая сторона. Но нерадивые инвесторы не отличаются наличием свободных средств на счетах и ликвидных активов. Были бы богатыми — завершили бы проект и не спорили с властями.
Сейчас прорабатываются вопросы юридическо-правового воздействия на недобросовестных инвесторов, не желающих выполнять свои обязательства.
Впрочем, все по-настоящему проблемные проекты тянутся из прошлого. Законодательство слишком либерально относилось к инвесторам: оно позволяло чуть ли не любому желающему высказать намерение реализовать коммерческий проект и получить под него участок с теми или иными преференциями.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Инвесторов по-прежнему любят и лелеют. Им доверяют. Но проверяют. Времена обещаний канули в прошлое. Сергей Железняк уверен: система сейчас отработана. Предприниматель должен представить на рассмотрение комиссии и финансово-экономическое обоснование своего проекта, и подтвержденные источники финансирования… Исполнение обязательств детально контролируют. Хотя, если возникают какие-то объективные причины, которые выбивают предпринимателя из графика, законодательство позволяет заключать дополнительные соглашения к инвестиционным договорам. Но, чтобы перенести сроки ввода в эксплуатацию объекта, должны быть действительно серьезные причины. Ведь отвод земли, получение всех разрешительных, регистрационных и других документов для старта практической реализации проекта — процесс, изобилующий различными нюансами. В некоторых случаях у землеустроительных, экологических и других служб появляется необходимость в проведении, например, дополнительных исследований или экспертиз. А это — лишняя потеря времени. Естественно, вины в таких задержках инвестора нет, поэтому ему корректируют сроки.
Но, скажем, проблемы с подрядчиком или поставщиком оборудования, скорее всего, в расчет не возьмут. В конце концов, каждый распорядитель собственных средств волен выбирать себе контрагентов, оценивать их добросовестность, компетентность, свои риски. И если компания на выделенном участке упорно не начинает либо не продолжает работы, с такими фирмами договоры расторгают. Правда, предварительная работа позволяет изначально отсечь недобросовестных инвесторов. С 2009 года Миноблисполком заключил более 670 инвестиционных договоров.
В стадии реализации — 48. Причем 36 — по возведению промышленных объектов. Именно на них в области сейчас делают ставку. Большинство реализуется в пределах сроков.
Впрочем, как особо подчеркивают в областном Комитете государственного контроля, местным властям в первую очередь необходимо разобраться с проблемами прошлых лет, когда инвесторы получили земельные участки, но не исполнили свои обязательства. Таких вопросов, увы, накопилось немало.
volchkovvv@mail.ru
Как поступают местные власти с проблемными участками, выданными инвесторам в 2010-ых годах
Но что-то пошло не так
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.