Подорожание продукции животноводства в значительной степени являлось предопределенным. Прежде всего это результат реализации зеленой повестки. Фермеры в европейских странах недовольны, бастуют, вывозят нечистоты к правительственным зданиям… Власти вроде бы и не отвергают переговоры с аграрным сектором. Тем не менее поголовье скота в западных странах сокращается. И в сегменте молочного животноводства, и мясного.
И по большому счету нет ничего удивительного в том, что индекс цен на молочную продукцию ФАО в марте вырос на 2,9 процента. Это значение растет уже шестой месяц подряд. Лидируют по росту стоимости сыр и сливочное масло. Значение индекса цен на мясо ФАО увеличилось на 1,7 процента по сравнению с предыдущим месяцем. Значительно приросли котировки на мясо птицы, свинины и говядины.
А вот цены на зерновые, напротив, сократились: на 2,6 процента в марте по сравнению с февралем. Сейчас они на 20 процентов ниже, чем год назад. Такая динамика прежде всего сложилась из-за сокращения экспортных цен на пшеницу. Во-первых, от закупок отказался Китай. Во-вторых, обозначилась жесткая конкуренция между поставщиками из России, Европы и США.
Прогнозы на сельскохозяйственный год будут вполне благоприятные. По крайней мере, по зерновым. Производство пшеницы должно увеличиться на 1 процент. Поставки зерновых в целом на мировой рынок вырастут в сезоне 2023—2024 годов на 1,7. Мировые запасы в конце 2024 года должны вырасти на 2,3 процента и составят 31 процент от годового мирового потребления.
А вот продукция животноводства, велика вероятность, будет оставаться в цене. Прежде всего это касается молочной продукции. Провал в предыдущие годы в европейском и некоторых других регионах (из-за роста цен на корма, энергоносители и другие составляющие) восстановить быстро не удастся. Да и предпосылок для этого пока нет. Сельхозпроизводство вообще отличается длинным циклом. А молочное, пожалуй, является лидером. Буренка начинает давать молоко только на третий год жизни. Поэтому сокращение поголовья в предыдущий период если и удастся преодолеть, то только в среднесрочной перспективе. Из этого следует, что у наших производителей появляется окно возможностей для укрепления своих позиций на мировом рынке.
И этой возможностью необходимо воспользоваться. Не только в моменте, но и в стратегическом разрезе. Спрос растет не только на биржевые молочные товары, но и на высокомаржинальную продукцию. В частности, те же йогурты. Т. е. сегменты, в которых очень сильны транснациональные корпорации. Снижение их активности в силу внутренних европейских сельскохозяйственных проблем дает шанс потеснить конкурентов в сегментах брендированной продукции. Правда, это требует и трансформации стратегии присутствия на экспортных рынках. С точки зрения сбыта йогурт и сухое молоко — очень разные продукты. В некоторых случаях необходимо производство приближать к потребителю и выпускать в стране потребления продукцию из восстановленного молока. Несомненно, для повышения эффективности экспорта придется трансформировать ряд бизнес-процессов, инвестировать в продвижение тех или иных экспортных позиций. Но, как видится, игра стоит свеч. Хотя, безусловно, требуется здравый и скрупулезный экономический расчет использования сложившейся ситуации в свою пользу.
volchkov@sb.by