Главный тренер сборной Беларуси по пляжному футболу называет нашу страну вторым домом, а себя — бульбашом

Николас Альварадо: испанец с белорусским сердцем

У него не забалуешь! Пока мы беседовали с Николасом Альварадо в ресторане гостиницы, футболисты сборной страны робко топтались у входа, как школьники. Поглядывали на своего коуча, но зайти не решались — дисциплина. И лишь когда Нико глянул на часы и дал отмашку (как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», помните: «Федь, ты чегo там жмешься oкoлo пoчек? Иди сюда, не стесняйся»?), хлопцы дружной и шумной ватагой ввалились в зал и расселись за столики. «Боятся?» — спрашиваю тренера. «Уважают», — отвечает он и подмигивает.

Аргентина, Испания, Рауль

— Нико, как поживает Буэнос-Айрес, вы ведь именно там появились на свет?

— Если честно, не имею ни малейшего понятия о нынешнем положении дел в этом городе. Вместе с семьей уехал оттуда в совсем еще юном возрасте, когда мне не исполнилось и двух лет. Пришлось перебраться в Испанию. Ничего увидеть и запомнить в Буэнос-Айресе я не успел, а с тех пор больше там побывать не случилось. Так что все мои познания об Аргентине ограничиваются историями, которыми делились мама с папой да бабушка с дедушкой.

— Они аргентинцы?

— Да. Как и старший брат. А вот мы с сестрой — испанцы. Отцу предложили работу в Европе, так мы оказались в Старом Свете.

— Ваш папа футболист?

— О нет, что вы, ничего похожего! Он музыкант. Играл на контрабасе и фортепиано.

— Вы тоже можете что-нибудь изобразить?

— К сожалению или к счастью, но нет. Говорят, таланты на уровне генов передаются через поколение, от дедушек и бабушек — внукам. Музыкальные способности меня явно обошли стороной: все, связанное с музыкой, для меня сродни катастрофе!

— Но ваш отец любил футбол? Невозможно быть аргентинцем, жить в Аргентине и не являться поклонником игры Марио Кемпеса или Марадоны.

— Как я уже сказал, он был поклонником игры на контрабасе. (Смеется.) Да, футболом тоже интересовался, но никогда не был болельщиком. Мог мельком глянуть какой-нибудь матч, и не более того. Папа играл в регби.

— В каком городе прошло ваше детство?

— Лет пять или шесть после переезда в Испанию мы провели в Мадриде, а после переехали на северо-запад страны, в Ла-Корунью. И сейчас я вместе с семьей живу именно там, на берегу Атлантического океана.


— Когда в вашей жизни появился футбол?

— Как только научился ходить! Раньше не было огромного количества развлечений и всяких гаджетов. И выбор, признаться, был невелик: у меня имелись только мяч и с десяток друзей во дворе. Мы гоняли в футбол с утра до вечера — это было мое главное увлечение. А потом пошел заниматься в клуб «Морской берег».

— Болели за «Депортиво»? В конце 1990‑х — начале 2000‑х великолепная команда была…

— Да. И за «Реал». Я играл в Ла-Корунье, и сердце мое там, но, понимаете, «Реал» есть «Реал» — это великая команда!

— Кто, на ваш взгляд, самый крутой игрок «Реала» всех времен?

— Рауль. Однозначно. Настоящий лидер. Шикарный виртуоз, сделавший для команды и всего испанского футбола очень много: 16 лет в королевском клубе, больше ста матчей в сборной… Легенда, иначе не скажешь.

— А я думал, назовете Роберто Карлоса. Вам, кстати, никто не говорил, что вы очень похожи?

— (Хохочет.) Это потому, что прически одинаковые! А если серьезно, то через школу «Реала» прошли тысячи классных футболистов, но для меня Рауль все равно остается первым.

— Вы мечтали сделать карьеру в большом футболе?

— Конечно! Любой, кто выходит на поле и любит мяч, хочет добиться как можно большего. Я не исключение. Но для этого нужно пройти огромный путь. Среди миллионов занимающихся футболом людей на топовый уровень выходят лишь единицы. И они действительно классные игроки! Меня среди них не оказалось. Увы.

— Зато вы стали легендой пляжного футбола!

— Оказался здесь волею случая. В Ла-Корунье как-то проводился турнир по пляжному футболу, когда он только начинал набирать обороты. Чтобы привлечь как можно больше участников, организаторы объявили, что выберут лучшего игрока, который получит шанс попасть в сборную Испании. Мотивация сумасшедшая, ведь тогда за команду выступали такие легенды большого футбола, как закончившие карьеру Мичел, Бутрагеньо… Это мастера, с которыми я всегда мечтал сыграть вместе, которых все время показывали по телевизору, о которых писали и на которых равнялись. На том турнире лучшим выбрали меня. Выходит, что мечту я осуществил. В итоге в сборной Испании (со временем стал ее капитаном) провел в совокупности почти 20 лет — с 1998 по 2016 год. После чего получил приглашение возглавить сборную Беларуси, которое с радостью принял.

Беларусь, Минск, морозы

— Неужели не было сомнений?

— Не думал ни секунды, сразу согласился. Я видел эту коман­ду в деле, играл против нее и знал уровень ребят, ощущал перспективу роста. Ну и, конечно, было интересно попробовать себя в новой роли. Согласитесь, сразу начать тренерскую карьеру с работы в сборной, которая очень высоко котируется в мире, — от таких предложений не отказываются.

— Знали что-нибудь о стране, в которую предстояло ехать?

— Вообще не имел понятия, что это за Беларусь и как здесь живут люди. Ехал в неизвестность. В полную. Но увиденное превзошло все ожидания. Чем ближе я узнаю Беларусь, тем больше она меня удивляет и впечатляет. Это замечательная страна с добрыми и очень отзывчивыми людьми. Да, я чаще бываю в Минске, но выезжаю и в другие города — там тоже прекрасно. 

— А погода? У нас, мягко говоря, не Испания…

— Я в основном бываю летом, когда тепло и комфортно. Но и снегом меня не удивишь, в Ла-Корунье он идет, конечно, не так часто, но иногда случается. А Минск — это вообще сказка: тихий, спокойный город, современный и комфортабельный, в котором можно наслаждаться жизнью. Чувствую себя здесь великолепно.

— Испанцы очень темпераментные, белорусы, говорят, наоборот, холодные, закрытые. Это не мешает добиваться результата?

— Парни в сборной действительно немного холодны и закрыты, соглашусь. Такова, как я понял, национальная ментальность. Но! В нашем виде спорта это плюс! Ребята играют с холодной головой, не горячатся, не совершают необдуманных действий. Они сконцентрированны, сосредоточенны и очень работоспособны. Когда я только приехал и знакомился с коман­дой, эти качества выделил сразу, и они показались мне весьма перспективными. Я не ошибся.

— А по игровым параметрам? Кого можете сравнить с легендарным капитаном сборной Испании Николасом Альварадо? С самим собой десятилетней давности.

— Ой, что вы, никого! В том смысле, что все игроки сборной Беларуси гораздо лучше меня. Это же очевидно, разве нет? Они из другого поколения, которое играет в иной футбол. Пляжный футбол серьезно спрогрессировал и двинулся вперед: стал гораздо более силовым, техничным, быстрым. Мы были другими, поэтому сравнивать невозможно. Так что, пардон, тут я пас, поскольку любое сравнение окажется не в мою пользу. Пусть продолжают думать, что я был и остаюсь невероятно хорош! (Смеется.)

— В отборочном турнире чемпионата мира — 2008, первом подобном для сборной Беларуси, мы встречались с испанцами и разгромно уступили — 0:5. Вы нам тогда забили с пенальти. Помните?

— Да, припоминаю. Ну извините, что еще могу сказать. (Смеется.) В Беларуси пляжный футбол только начинал развиваться, но на поле все старались и сражались за каждый мяч. Нам пришлось непросто, однако на тот момент сборная Испании была объективно сильнее.

Второй дом, хоккей, красавчик

— Что самое сложное в вашей работе?

— Разлука с семьей. Но это моя профессия, я не единственный, кто поставлен в такие условия. Приходится выбирать: достойная работа с хорошей зарплатой или жена и дети. 

Жаль, что не получается совместить эти два условия, но что поделать. К тому же в Беларуси меня окружают замечательные люди, поэтому разлука переносится гораздо легче.

— Сколько у вас детей?

— Дочка Сара, ей 11 лет.

— Занимается музыкой?

— Видимо, музыкальные гены в нашей семье перепрыгнули сразу через два поколения: Сара увлекается гимнастикой.

— Вы второй испанец в истории белорусского футбола после Хуана Усаторре, его родители бежали в СССР от гражданской войны. Он играл в минском «Динамо» и становился с командой бронзовым призером первенства страны в далеком 1963 году. Имел прозвище Красавец. Вас тоже так называют, знаете об этом?

— Да, мне говорили: ты красавчик! Потом объяснили, что это значит: молодец, крутой. Правильно?

— Совершенно верно! Так болельщики оценили вашу работу со сборной Беларуси — команда стала одной из самых любимых и уважаемых в стране.

— Приятно слышать. Это заслуга парней.

— Но самый популярный клуб — хоккейное «Динамо». Были в «Минск-Арене»?

— Как правило, во время хоккейного сезона у нас нет игр и сборов. Но однажды в октябре я выбрался на матч минского «Динамо». Понравилось: ­силовой быстрый спорт. При случае с удовольствием схожу еще раз.

— Знаете, что сборную Беларуси по классическому футболу возглавил ваш соотечественник Карлос Алос?

— Да, конечно.

— Считаете, у него получится?

— Я полагаю, что это тренер, который может решать серьезные задачи. Нужно только набраться терпения и дать ему немного времени — команда сразу не строится. Все наладится при должном усердии и плодотворной работе. Думаю, Алос сумеет донести до футболистов свое видение игры, добавить в белорусский футбол немножко испанского изыска.

— Беларусь для меня — это… Продолжите предложение.

— Это мой дом. Без всякого преувеличения.

Для пляжного футбола Николас — фигура легендарная. С таким послужным списком, как у него, можно считать спортивную жизнь удавшейся, а себя в ней — счастливчиком: спокойно почивать на лаврах, поселиться где-нибудь на ранчо и разводить племенных бычков. Альварадо почти 20 лет играл за сборную Испании, был ее капитаном, выступал за «Милан» и «Барселону», «Грассхоппер» и «Леванте», выигрывал множество турниров и лиг, был победителем клубного первенства планеты. Один гештальт, правда, остался не закрыт: Нико трижды выходил со сборной Испании в финал чемпионатов мира, но ни разу его так и не выиграл. «Что поделать, это спорт», — улыбается он, но нас не проведешь: уж мы-то знаем, что подняться на мировой Олимп этот испанец по-прежнему мечтает. Теперь, правда, не как игрок, а в роли тренера, и не с испанской дружиной, а с белорусской, которую наставник с искренней любовью называет родной. А еще Николас Альварадо оказался совсем не суровым, хотя во время игр производит довольно угрожающее впечатление. В жизни он искренний и откровенный весельчак, готовый общаться на любые темы.

Водка, борщ и драники

— Обычно всем иностранцам в белорусском спорте задают два вопроса: выучили ли уже русский мат и пробовали ли водку?

— На оба вопроса ответ утвердительный! (Смеется.) Ну а как иначе — это база. И не только для Беларуси. Первые слова, которые узнаешь, приехав работать в любую страну, как правило, — это ненормативная лексика. Так уж устроен мир. Водка — тоже понятно: иногда можно.

— И как часто вы применяете мат в отношении игроков?

— Парни так хорошо играют, что просто не дают мне возможности попрактиковаться! Иногда, правда, проскакивает ненормативное словцо, но исключительно на испанском. Ребята его уже научились понимать.

— Кроме «привет» и «спасибо», что-то еще можете сказать по-русски?

— Приятного аппетита, очень хорошо. (Смеется.) Хватит? Я довольно много понимаю, но в разговорном пока слабоват, к сожалению. В свое оправдание скажу, что русский непрост для изучения.

— Что вам нравится из белорусской кухни?

— Борщ и драники — это объедение! Еще все супы. Я не гастрономический эксперт, конечно, но белорусская национальная кухня, на мой вкус, просто превосходна.

— А из испанской что предпочитаете? Паэлью?

— Ни в коем случае. Это рис, что в нем вкусного? У нас на северо-западе Испании, в Галисии, готовят потрясающие блюда из картошки с мясом. Из того, чего нет в Беларуси, отмечу морепродукты: в нашем регионе их много и они великолепного качества.

— В Галисии популярна картошка?

— Да, очень. Вы не знали?

— Хм, а вы в курсе, что белорусов за большую любовь к этому корнеплоду прозвали бульбашами? «Бульба» по-белорусски — это картошка. Вы, получается, тоже бульбаш?

— Си. Си. Конечно! Буль-баш! (Смеется.) Вот видите, как много у нас общего!


МНЕНИЕ

Лидер сборной Беларуси Игорь Бриштель о Николасе Альварадо:

— Мы знакомы очень давно. Часто выступали друг против друга как на клубном уровне, так и в матчах национальных сборных. Весьма принципиальные противостояния были! Нико на площадке неуступчивый, довольно злой в спортивном плане, всегда крепко стоял на ногах. Я тоже старался не уступать. Конфликтовали даже! Помню полуфинал Лиги чемпионов. Он меня весь поединок провоцировал, я еле себя сдержал. После матча пожали руки... Это футбол, на площадке произойти может всякое. Теперь Альварадо — главный тренер сборной. Какой он на этом посту? Очень любит дисциплину. Опоздания, расхлябанность в команде просто исключены. На площадке Нико дает полную свободу, любит, когда мы смело идем в борьбу, не приветствует, чтобы кто-то уступал в единоборствах. На некоторых тренировках так «зарубаемся», что иногда страшно становится.
Николас АЛЬВАРАДО

♦ Родился 24 июля 1976 года в Буэнос-Айресе. 

♦ По национальности испанец.

♦ Женат, есть дочь Сара.

♦ Проживает в Ла-Корунье, но вторым домом считает Минск, в который по уши влюблен.

♦ Характер веселый, общительный.

♦ Любит борщ и драники.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter