«Никакого туризма. Должен быть результат!» Подробности совещания по международным вопросам у Лукашенко

«Никакого туризма. Должен быть результат!» ­Президент требует безусловной реализации международных договоренностей

Взаимовыгодное сотрудничество с Россией и итоги переговоров с Владимиром Путиным. Практическая польза для людей от Союзного государства. Возможности Беларуси в ШОС, перспективы в БРИКС и продвижение по дальней дуге. Подробности совещания по международным вопросам у ­Президента

График международных встреч у Главы государства, членов Правительства и высших должностных лиц в последние месяцы весьма насыщенный. География — самая широкая. В условиях трансформации глобального миропорядка нам как никогда принципиально важно закрепиться в разных регионах и на разных рынках. А таких мест, где нас действительно ждут, на карте немало. Впрочем, самого этого факта явно недостаточно для того, чтобы вдруг «появились» выгодные контракты. В этом плане ­Президент Беларуси на личном примере показывает, как необходимо выстраивать двусторонние отношения с разными государствами и по разным направлениям. А от всех остальных требует четкой работы на результат. Во время совещания Александр ­Лукашенко принципиально подчеркнул:
— Давайте договоримся, что роль ­Президента, как образно говорят, — открыть окно в том или ином направлении, создать общую основу, фундамент для будущих договоренностей членов Правительства и Премьер‑министра. А уже Правительство (ведомое Министерством иностранных дел под контролем Администрации ­Президента) должно реализовывать те или иные договоренности... Туристических поездок быть не должно. Никакого туризма! Должен быть результат.

Политический туризм неприемлем

Начиная разговор, Глава государства сразу обозначил его цели. При этом особый акцент сделал на практической стороне международных контактов. Какие они приносят стране выгоды? Какое продолжение находят договоренности в дальнейшей работе Правительства, министерств, субъектов хозяйствования? При этом Александр ­­Лукашенко указал на непростой внешний фон:
— Международная повестка остается крайне напряженной. График международных встреч, как видим с последнего месяца, достаточно насыщенный. Все это требует предельной концентрации внимания на состоявшихся и будущих мероприятиях.
Президент всегда четко формулирует мотивы для проведения тех или иных мероприятий. Не стало исключением и нынешнее. Александр ­­Лукашенко обозначил суть своих требований к работе:

— Если говорить сжато и коротко, почему я назначил это совещание, должен откровенно сказать, что мы порой очень правильные принимаем решения, посещая те или иные государства. Рисуем перспективы, планы. Но потом оказывается, что мы или не хотим, или, как обычно у нас бывает, лень нам выполнить то, о чем договаривались. И получаются полутуристические поездки.


Белорусский лидер четко разделил зоны ответственности. Глава государства «открывает окно», а Правительство, ведомое Министерством иностранных дел, под контролем Администрации ­­Президента должно реализовывать те или иные договоренности. В том числе и те, которые достигаются в процессе поездок самих членов Правительства:

— Нам надо сегодня сверить часы, продумать шаги на ближайшую перспективу — и по исполнению тех договоренностей, которые были достигнуты, как я сказал, в результате определенных визитов в отдельные страны.

Беларусь — Россия: взаимопонимание полное, нужна напористость

­­Президент остановился на некоторых итогах своего визита в Российскую Федерацию. По его словам, взаимопонимание по всем вопросам, которые не могли решить правительства, достигнуто. Это касается новой формулы цены на нефть, предоплаты за ее поставки, урегулирования возврата средств от утилизационного сбора на автомобили. И это при том, что все стратегические и тактические вопросы на уровне глав государств были решены ранее.


Александр ­­Лукашенко подчеркнул:

— Все эти вопросы мы обсудили с ­­Президентом ­Путиным. Более того, мы договорились о том, что я сегодня-завтра, в зависимости от того, как вы это подготовите, направлю ему письмо с изложением сути этих трех вопросов. 
Что касается предоплаты, в основном «Роснефть» нам поставляет нефть, тут он даже возмутился: какая предоплата? Всю жизнь работали без предоплаты, сможем и дальше работать. Остальные два вопроса (я ему сказал, что не будем забивать важнейшие вопросы этими) — я направлю письмо, чтобы можно было принимать решения.


Во время встреч лидеров Беларуси и России обсуждались и вопросы безопасности. Глава государства отметил:

— Это центральные вопросы на любой встрече и переговорах. Они закрытый характер носили, подключать Правительство я не вижу смысла. Все силовые структуры и министры, министерства иностранных дел по определенным вопросам подключены. Вот суть этих переговоров.

­­Президент еще раз подчеркнул:
— Взаимопонимание найдено по всем вопросам. Отторжения никакого нет. Надо просто выработать вам какую-то тактику не туризма, а где-то и напористую тактику переговоров с Премьер-министром России Мишустиным.

Союзное государство: открывать новые компетенции

Александр ­­Лукашенко заявил, что осенью, накануне 25‑летия Договора о создании Союзного государства, в Минске состоятся важные мероприятия — и союзный Совмин, и Высший госсовет. Лидеры двух стран договорились, что к этому моменту должны быть закрыты все проблемные вопросы:

— И по линии советов безопасности (о гарантиях безопасности, письменно чтобы это было), и по темам Правительства. Все вопросы должны быть решены до начала четвертого квартала.

При этом Глава государства обратил внимание Премьер-министра Романа Головченко на то, что, кроме текущей повестки (утилизационный сбор, локализация по легковым автомобилям, нефтепереработка), надлежит не забывать о стратегических задачах новых отраслей и компетенций для белорусской экономики — авиастроение, микроэлектроника, станкостроение:
— И ситуация сложилась, и россияне в этом отношении для нас открыты, и мы можем для себя наряду с космосом, атомной энергетикой и так далее открыть совершенно новые компетенции, очень важные для нашей страны. Заделы в этом направлении и в авиа­строении, и в микроэлектронике, и особенно в станкостроении у нас есть.

По словам Александра ­­Лукашенко, остроту темы станкостроения он почувствовал во время посещения авиастроительного завода в Иркутске, разговаривая непосредственно с директорами предприятий. Интерес к белорусским станкам очень высокий.

­­Президент добавил:

— Но это сегодняшний день, а может, и вчерашний — наши станки. Надо двигаться вперед. Притом россияне же выделяют для этого средства, только надо разумно подходить к этому и осваивать их.

Глава государства продолжил:
— Вы помните о моей договоренности с ­­Президентом Путиным в ходе его последнего посещения Минска: Беларусь должна быть независимой, самодостаточной страной (это его слова) с устойчивой экономической основой. 
И вице-премьера Пархомчика, и новых министра (промышленности. — Прим. ред.) и посла в России обязательно отдельно заслушаем по данным направлениям.

Конкретные выгоды для людей

Александр ­­Лукашенко обратил особое внимание участников мероприятия на то, с какими конкретными результатами для простых людей придет Союзное государство к своему юбилею. В частности, ­­Президент напомнил о поручении на площадке Постоянного комитета СГ комплексно проанализировать все аспекты обеспечения равных прав граждан и поставил задачу обращать больше внимания на разрешение повседневных проблем, с которыми до сих пор сталкиваются граждане Беларуси и России. На это в первую очередь нужно ориентировать Постоянный комитет СГ под руководством Дмитрия Мезенцева, убежден ­­Президент:


— Что дает проект Союзного государства простому белорусу и россиянину? Еще раз надо довести до Мезенцева (Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства. — Прим. ред.), СМИ — это хорошо. Популяризация, разговоры и прочее. Но Постоянный комитет надо окунуть в проблемы повседневных дел.

Среди тех нюансов, которые порой замалчиваются, Александр ­­Лукашенко обозначил вполне бытовые вещи:

— Члены Правительства, премьер, ­­Президент, мы летаем на самолетах, никто нас не останавливает в аэропорту. На границе не раздевает, не смотрит и так далее. А ведь это есть. Досмотры в аэропортах, не отмененный до сих пор роуминг, невозможность купить железнодорожные билеты в праздничные дни (поездов не хватает). Это чьи вопросы? Вопрос работы нашего совместного медиахолдинга: все приходят, мне докладывают, как это трудно и кто там чего-то не хочет в России.

БРИКС: опора для экономического равновесия

Еще одно приоритетное направление — БРИКС. ­­Президент отметил, что наша страна приглашена на саммит организации, который скоро пройдет в Казани. Эта серьезная структура объединяет мощнейшие государства планеты, охватывает более 40 процентов населения Земли, обращает внимание Александр ­­Лукашенко:


— И мы заинтересованы включиться в интеграционные процессы на данном пространстве. БРИКС — еще одна опора, с помощью которой мы сможем сохранять равновесие и экономическую устойчивость.
Глава государства поручил МИД сформировать план белорусского участия на этой площадке и его двусторонних встреч, а также отметил, что есть инициатива делегатов ВНС о подготовке от имени Всебелорусского народного собрания обращения о мире и внесении его на рассмотрение в БРИКС. Поручение — изучить и доложить об этой инициативе.

ШОС: открываются колоссальные перспективы

Касаясь приоритетных направлений внешней политики, Глава государства напомнил, что в начале июля в Астане состоялся саммит ШОС, где Беларусь выступила в новом статусе полноправного члена организации. Напомним, на полях саммита Александр ­­Лукашенко провел переговоры с Премьер-министром Пакистана Шабхазом Шарифом, с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем, с ­­Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, с Председателем КНР Си Цзиньпином, «на ногах» Глава государства пообщался и ­­с Президентом Монголии Ухнаагийном Хурэлсухом.


­­Президент подчеркнул:

— Хорошие были встречи. Там достигнуты были и конкретные договоренности. Давайте их реализовывать. Надо немедленно определить стратегию движения к целям, которые мы наметили. И делать это надо по горячим следам. Открываются колоссальные перспективы. Прежде всего — дополнительные возможности доступа на огромный рынок товаров и услуг, обмен опытом, привлечение инвестиций. И главное — диверсификация логистики и расчетов, снижение политических рисков. Все белорусские инициативы я обозначил в Астане.
В качестве примера белорусский лидер привел Пакистан. В Астане Александр ­­Лукашенко и Шабхаз Шариф договорились о том, что пора переходить к конкретным мероприятиям по установлению теснейших связей между странами. Глава государства озвучил подробности:

— Премьер прямо сказал: вот нас очень это интересует, нам это надо… Пожалуйста, приедьте к нам в Пакистан. Мы договорились, что где-то в конце года я с визитом буду в Пакистане. К этому времени надо иметь определенные наработки. Пакистан — 200 с лишним миллионов человек. Что больше надо?

Африка: нас там ждут

Белорусский лидер упомянул и о сотрудничестве с государствами Африканского континента. В частности, с Южно-Африканской Республикой, которая является членом БРИКС и о поездке куда ­­Президенту буквально в этот же день доложил глава Нацбанка Павел Каллаур:


— Я тоже как-то относился к этому: ладно, думаю, ЮАР — у них определенная ориентация (во внешней политике. — Прим. ред.), знаете какая. Но не то что никакого отторжения — есть просьба, чтобы мы работали в ЮАР. Развитая, небедная, продвинутая страна.

Глава государства вновь обозначил наши опорные точки на Африканском континенте: Экваториальная Гвинея и Нигерия на западе, Кения на востоке, Зимбабве и Мозамбик на юге. Сейчас к этому перечню может добавиться и ЮАР, тем более нас там ждут.

Китай и дальняя дуга: надо определиться в каждой точке

Александр ­­Лукашенко четко ориентирует всех:

— Не надо расплываться по всем континентам. Я еще раз говорю: у нас не та экономика, чтобы глобализмом заниматься, надо определиться в каждой точке, чем мы будем заниматься, и сделать это.

­Президент обозначил, что заявлен ряд важнейших визитов в Беларусь. В частности, в Минск прибудет Премьер Госсовета КНР Ли Цян. Поэтому Глава государства ждет от первого вице-премьера Николая Снопкова выработанную переговорную позицию в развитие договоренностей лидеров Беларуси и КНР. Притом на переговорах в Астане, рассказал Александр ­­Лукашенко, с Си Цзиньпином не обсуждали конкретные вопросы, лишь обозначили их:

— На что Си Цзиньпин сказал: «Вы не отталкивайтесь только от переговоров со мной. Приедет Премьер-министр — все конкретные вопросы в его компетенции, и мы должны их решить».

Пока же, констатировал ­­Президент, в докладах ответственных лиц часто есть много разговоров, но некоторые конкретные дела не решаются.


Александр ­­Лукашенко также напомнил о состоявшихся важнейших визитах правительственной делегации в Латинскую Америку и министра иностранных дел в КНДР.
В ходе совещания белорусский лидер очень предметно заслушал всех ответственных за каждое направление, при этом акцент был принципиально сделан на экономическом блоке и на конкретных договоренностях и подвижках, а также возможных проблемах. Важнейший посыл для всех участников совещания — шевелиться и наращивать динамику. Администрации ­­Президента выполнение всех договоренностей по итогам всех международных визитов поручено держать на жестком контроле.
Отдельно в финале совещания коснулись и вопроса качества белорусской продукции, от уровня которого зависит и экспорт, и имидж. Здесь особое поручение вице-премьеру Петру Пархомчику и министру промышленности Александру Ефимову контролировать вопрос на предприятиях промышленности, чтобы никаких нареканий не было ни на внутреннем, ни на внешних рынках.

Нам это выгодно и интересно

Решение текущих вопросов с Россией, выгоды сотрудничества с КНДР, предстоящий визит Премьера Государственного совета КНР. Участники совещания по международным вопросам рассказали журналистам о его итогах и поручениях ­­Президента

Минск — Москва: серьезных нерешенных проблем нет

Премьер-министр Роман Головченко в разговоре с журналистами сразу обращает внимание на то, что серьезных нерешенных вопросов между Беларусью и Россией нет:

— Одни вопросы решаются, возникают новые. Это живая материя. То там, то там какие-то вопросы возникают, где-то включаются президенты, потому что серьезные и суммы, и проекты, и внешняя обстановка диктует необходимость более оперативного решения. Еще раз подчеркну: нет такого, что появились проблемы и их надо срочно решать.
При этом, обращает внимание глава Правительства, у наших стран в отношениях нет чистого листа, с которого надо что-то начинать. Главы государств часто встречаются, обсуждают геополитические вопросы, проблемы безопасности, при этом где-то подсказывают правительствам, обозначают те или иные варианты, которые необходимо отрабатывать.

Отсюда и сложившаяся модель работы: президенты обсудили, дали целеуказания, обозначили основные подходы, а затем правительства и министры переносят на бумагу достигнутые договоренности. Роман Головченко поясняет:

— Эти конструкции всегда непростые, они завязаны на серьезные финансовые вопросы: финансовая поддержка, производственная, логистическая — все надо положить на бумагу. Все четко: заключаются межправительственные соглашения, принимаются декреты и документы Союзного государства.

По словам Романа Головченко, сейчас Александр ­­Лукашенко и Владимир Путин также обсудили и дали правительствам поручения, которые нужно отработать. Премьер-министр заверил, что все будет выполнено в срок.

Один из вопросов, в частности, касается формулы цены на нефть. Необходимость ее корректировки в белорусском Правительстве поясняют динамичными изменениями на нефтяном рынке, в том числе в части условий поставок и ценовой конъюнктуры на российскую нефть по отношению к эталонным сортам. Поэтому, говорит Роман Головченко, надо осовременить формулу ценообразования, чтобы она учитывала вновь появившиеся факторы, а не только те, которые действовали, когда эта формула принималась.

Латинская Америка и Африка: поручение — выполнить все договоренности

Касаясь конкретных поручений по развитию торгово-экономических отношений со странами дальней дуги, в частности с Латинской Америкой, Роман Головченко обозначил:

— Поручение одно: все договоренности должны быть выполнены до последнего. Регион для нас очень важный.
Здесь, отметил Премьер-министр, проживают более 600 миллионов человек, есть огромные природные запасы нефти, лития, меди… Поэтому белорусской стороне надо идти постепенно и закрепляться, каждый год увеличивать свое присутствие на этом рынке. На это направлен и правительственный план действий. В частности, оцифрованная трехлетняя программа на 2024 — 2026 годы, уточнил Роман Головченко:
— По каждой стране прописано, кто и каких результатов должен достичь. По ним будет и оценка. А нам ­­Президент будет давать уже интегральную оценку, исходя из того, как мы выполнили задачу.
Комментируя развитие отношений со странами Африканского континента, Премьер-министр отметил, что и в данном направлении мы работаем по обозначенному курсу:

— Реперные точки совпадают с визитами Главы государства. Понятно, что по каждой стране необходимо достичь. Возможно, где-то процессы идут не так быстро, как нам хотелось бы. Кто-то привык жить более расслабленно и относиться более спокойно к временному фактору. У нас такой возможности нет. Нам надо все быстро. Поэтому расслабленность наших партнеров будем компенсировать нашей напористостью и в итоге выйдем на искомое.

Что касается конкретных цифр экспорта по африканскому и латиноамериканскому направлениям, к которым стремится Беларусь, глава Правительства не стал их раскрывать публично. Объяснил такую осторожность вопросами экономической безопасности и происками конкурентов:

— За всеми нашими успехами пристально следят. Не успеет еще дым нашего самолета развеяться, как тут же бегут наши так называемые друзья выяснить, каких мы добились итогов.

Фото из архива «СБ»

В преддверии исторического визита

В ближайшее время Беларусь посетит Премьер Государственного совета КНР Ли Цян. В его повестке будет отражен весь комплекс конкретных вопросов белорусско-китайского сотрудничества. Об этом по итогам совещания журналистам рассказал курирующий китайское направление первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков:

— Характер визита, его суть основывается на тезисах, которые озвучил Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин на встрече с ­­Президентом в Астане. Он сказал, что едет Премьер, который будет решать весь комплекс конкретных вопросов. Поэтому вся конкретика наших взаимоотношений в торгово-экономической и инвестиционной сферах прежде всего будет в повестке визита.
По словам первого вице-премьера, визит будет носить исторический характер и даст мощный импульс широкому инвестиционному приходу в Беларусь китайского бизнеса. Николай Снопков уточнил:

— В основе будет фактически экономическая стратегия, которую определила на недавнем пленуме Китайская Народная Республика. Это новая производительная сила, которая включает в себя науку, инновации, человеческий капитал. В принципе, в этом контексте будет взаимодействовать и Республика Беларусь с Китаем.


Первый заместитель Премьер-министра отметил, что в рамках визита будет принято решение об объявлении следующего года во взаимодействии Беларуси и КНР Годом науки и инновации:
— Это также даст импульс в инвестициях, в технологиях, которые мы можем и должны заимствовать у Китайской Народной Республики для того, чтобы изменить структуру экономики, что позволит нам быть востребованными и конкурентоспособными на открывающихся рынках.
При этом Николай Снопков обратил внимание на некоторые особенности традиций ведения бизнеса китайской стороной:

— Они очень аккуратны. Китайский руководитель никогда не примет решение до того, как получит четкий и конкретный доклад экспертов.

В продолжительном порой процессе организации сотрудничества по некоторым направлениям, по словам первого вице-премьера, есть и другая сторона:

— У нас свои процедуры организации решения вопросов в инвестиционной, в экономической среде, у Китайской Народной Республики — свои. Они достаточно длительные, и это надо учитывать. Поэтому вопрос не в нашей расторопности, не в проблемах китайской стороны, а просто в процедурных моментах решения задач.

Четкое взаимодействие в ШОС

Наша страна всегда активна при сотрудничестве в многосторонних форматах в рамках различных межгосударственных объединений. Такой стиль будет в полной мере распространяться и на взаимодействие в ШОС, полноправным членом которой Беларусь стала недавно. Минск и ранее при участии в мероприятиях организации не единожды выступал с актуальными инициативами, что с заинтересованностью воспринималось партнерами. Судя по всему, такая линия будет не только продолжена, но и усилена.

Министр иностранных дел Максим Рыженков после совещания рассказал журналистам, что план работы белорусской стороны в Шанхайской организации сотрудничества будет выстроен в соответствии с повесткой председательства Китайской Народной Республики. По его словам, МИД здесь играет координирующую роль:

— Это координатор вообще участия нашего государства во всех программах, проектах, в принципе в деятельности ШОС. С этой целью у нас будет назначен специальный национальный координатор. Несколько человек будет назначено в секретариат ШОС и в антитеррористический центр. Об этом достигнуты договоренности.  
Мы намерены выстроить очень четкое взаимодействие по работе с этой организацией. Прежде всего за счет вовлечения наших министерств и ведомств в мероприятия отраслевого характера, которые проводятся под зонтиком ШОС.

При этом министр отметил, что сегодня экономическое, финансовое взаимодействие в рамках ШОС еще не на таком высоком уровне, как в некоторых других интеграционных объединениях. Он уточнил:

— Если мы посмотрим на приоритеты китайского председательства в ШОС, то они во многом ориентированы именно на создание новых финансовых инструментов для оказания влияния на развитие всех стран-членов, на увеличение доли расчетов в национальных валютах в торговле между государствами, на вопросы трансфера технологий, на реализацию проектов в области зеленой энергетики, искусственного интеллекта, инновационного развития.

Максим Рыженков указал на некоторые особенности взаимодействия в рамках ШОС:
— Организация с точки зрения институциональных основ пока достаточно молодая, и рассчитывать, что она выйдет на универсальный характер в самое ближайшее время, точно не приходится. Но это все зависит от государств-членов, и сегодня такая политическая воля — идти дальше по финансово-экономическому треку — есть у всех. 
Я думаю, что в самое ближайшее время и с нашим участием, и с участием основных игроков, таких как Россия, Китай, мы двинем соответствующие направления. Вы же понимаете, финансы должны опираться на какие-то возможности и какие-то ресурсные вещи.

Глава МИД подчеркнул, что Беларусь участвует во всех сегментах деятельности организации. А конкретный план будет разработан в том числе и после визита в Минск Премьера Госсовета КНР Ли Цяна, который ознакомит белорусских партнеров с повесткой председательства Китая в ШОС.

— Конечно, будем уже исходить из этих ориентиров, которые нам наши китайские товарищи предложат.

По словам министра, ШОС представляет собой удобную площадку для формирования инструментов взаимодействия как в многостороннем, так и в двустороннем форматах по самым разным направлениям: от сельского хозяйства до проблематики безопасности. На двустороннем треке это, например, очень хорошая возможность в ходе одного мероприятия отработать любые вопросы торгово-экономического, финансового взаимодействия с двумя десятками государств.

Расширяя географию партнерства

Полноправное членство Беларуси в ШОС — большой шаг белорусской внешней политики. За ним ожидается следующий — официальное взаимодействие Минска с БРИКС. Максим Рыженков отметил и перспективность развития этого вектора:
— Очень хорошая площадка для нас — с еще большим количеством мощных государств мира — реализовывать свои внешнеполитические, внешнеэкономические, внешнеторговые интересы. 
Конечно, то, что мы сегодня как сосед Российской Федерации в год ее председательства участвовали во всех абсолютно мероприятиях под зонтиком БРИКС, дало достаточно серьезный импульс развитию наших отношений со всеми государствами: от Бразилии, Южной Африки до Китая и так далее.

Поэтому, по словам министра, Беларусь стремится не просто к спорадическому участию во взаимодействии с БРИКС, а к получению некоего статуса в этой организации:

— Статуса партнера по сотрудничеству. Пока вот так договорились. До саммита еще не сформулировали конкретно этот юридический термин и как его получить.  
Наша заявка — одна из первых, и мы от всех своих партнеров, стран — членов этой организации, уже получили подтверждение, что когда будет первое наделение десяти таких заявок статусом партнера, то мы будем в числе этих десяти. 
Пока процесс сдерживает только оформление вот этого статуса как такового. Не в отношении Беларуси, а в принципе. Будем надеяться, что к саммиту в октябре он будет выработан.

Минск — Пхеньян: нам это выгодно

Еще одна тема, которую предметно обсудили на совещании, — сотрудничество Беларуси и КНДР. Напомним, 23 — 25 июля министр иностранных дел во главе белорусской делегации посетил с ответным официальным визитом Корейскую Народно-Демократическую Республику по приглашению министерства иностранных дел КНДР.

Максим Рыженков поделился и личными впечатлениями от поездки:

— Страна очень интересная. И конкретный пример, как работают фейки, которые навязываются через какие-то информационные ресурсы международному сообществу. Трудолюбивая, аккуратная, развивающаяся страна. Это все видно. Стройка идет по всем тем городам, которые мы пролетали или проезжали. Пхеньян — очень чистый, хороший, аккуратный город. Только что нет огромных особняков, таких за кольцевой, как у нас бывает. Но в целом с точки зрения страны для жизни выглядит вполне прилично. И даст фору многим другим государствам в Азии, Африке, Латинской Америке. А по чистоте и ухоженности, благо­устройству, так я скажу, что Европа отдыхает на самом деле.

Министр также подчеркнул, что развивать отношения с КНДР — это суверенное решение нашей страны:
— Мы туда идем в полной уверенности, что это выгодно, интересно и продуктивно для белорусской стороны. Здесь наши интересы. Естественно, понимаем, что с той стороны — надежный и очень уверенный партнер, который нас не бросит в угоду каким-то заокеанским интересам.
С точки зрения приложения конкретных усилий, добавил министр, есть что посмотреть и предложить со своей стороны. В частности, Максим Рыженков особо выделил фармацевтическую продукцию, добавив, что белорусская сторона передала определенную номенклатуру, из нее были выбраны те позиции, в которых нуждается страна. Помимо этого, есть интерес в поставках продовольствия: северокорейским партнерам интересны такие позиции, как сухое молоко, говядина, детское питание.

Отдельно обсудили гуманитарное сотрудничество, рассказал Максим Рыженков:

— Вопросы обучения: мы договорились о подготовке медиков, разработке методик и технологий. Меня приятно удивили образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С ходу договорились, что приедут наши специалисты и посмотрят, как работать с этой категорией. Много есть направлений совместной деятельности гуманитарного, культурного, спортивного характера, о чем тоже идет речь. В ближайшее время наши специалисты еще обменяются визитами, чтобы более предметно посмотреть на двусторонние направления, которые могли бы развивать.

konoga@sb.by

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter