Работы гомельчанина Сергея Портенкова всерьез претендуют на то, чтобы считаться особой реди–мейд техникой в современном искусстве. Его металлические птицы, бабочки, рыбы, динозавры — не просто сваренные, спаянные или вырезанные конструкции. Автор собирает их из сотен деталей, аккуратно подгоняя и прикручивая. Громадные конструкторы из различных элементов рождают новые уникальные формы.
С Сергеем Портенковым я познакомился лет десять назад. Тогда бутафор Гомельского областного драматического театра только начинал создавать свои необычные работы. Они поражали с первого взгляда. Основу его урбанистических стрекоз, динозавров и драконов составляют запчасти автомобилей, компьютеров, утюгов и будильников. Что–то Сергей подбирает сам на рынках, свалках или просто на улице. Все друзья знают: если после разборки–сборки автомобиля осталась лишняя деталь — неси Портенкову. Первым его творением–«монстром» стала стрекоза. Теперь их более трех десятков — исключительно ручная работа. И тогда, и сейчас вдохновение рождалось в ящике у стола, признается Портенков:
— По профессии я не скульптор, не художник, а бутафор. Создаю реальность из подручных средств. Эта особенность отразилась и на моем хобби. В ящик, точнее в ящики, я собираю сотни и тысячи различных предметов. В большинстве своем металлических. Потом, когда рождается идея, я начинаю подбирать элементы. Я ограничен их формой, количеством, они корректируют финальный образ. В ходе работы проект может меняться. Даже я не знаю, какой он будет в итоге... Я не рисую эскизов. Каждая работа — полет чистой фантазии.
Ни больше ни меньше — «технический импрессионизм». И эти конструкции действительно впечатляют. Часть из них сегодня украшает главный зал гомельского мотоклуба «Ночные волки». Собранные из деталей существа отлично вписались в железный мир мотоциклов. Стены, потолок, укромные места в бункере мотоциклистов буквально кишат такой «живностью». Названия работ — говорящие. «Велоцираптор» имеет в своем организме велоэлементы. Эскадрилья стрекоз получила имена военных машин, к примеру, МЕ–109Е — «Мессершмитт». Еще одна страсть Портенкова — жуки, о которых он знает очень много. Можно найти здесь и популярных киношных персонажей. Например, космического пришельца «Чужого» или голову молодого профессора Доуэля. Свой выбор в пользу мира насекомых и рептилий мастер объясняет особенностью материала. Красивого человека из гаек не соберешь, а вот анатомия саранчи прорисовывается стальными гранями. От монстров и насекомых Портенков уже переходит к скульптурным композициям. Скульптура «Миф о мирном атоме», созданная к 30–летию трагедии на Чернобыльской АЭС, демонстрирует всадника Апокалипсиса, который вырывается из реактора. Это — новый этап в творческой биографии «железного» художника, анализирует его работы искусствовед Наталья Ковалевич:
— Он словно учится рисовать металлом. Вначале появились забавные рыбы, стрекозы, ящерки. Видно, как художник учился пользоваться новым материалом и инструментарием. Было необычно, ярко. Рептилоидно–насекомой стилистикой с огромным количеством мелких деталей он придумал свой уникальный почерк в технике реди–мейд. Теперь появляются уже работы с идейным наполнением — «Уроборос» или «Миф о мирном атоме». Если Портенков не остановится и мы увидим работы, не только удивляющие формами, но и несущие важную смысловую нагрузку, то нужно будет говорить о нем как о ярком явлении в современном искусстве Беларуси.
В прошлом году Сергей Портенков получил международное признание. Работа гомельского скульптора «Уроборос» удостоена престижной французской премии Тейлора. На протяжении столетия она вручается ежегодно в двух направлениях искусства: живопись и скульптура. Работа гомельчанина была выставлена в белорусском павильоне экспозиции Art Capital, проходящей в выставочном комплексе «Гран Пале» в Париже. Однако для участия в конкурсе ему пришлось сделать бумажную копию стального змея, признается автор:
— Уроборос — змей, кусающий себя за хвост, древнейший символ бесконечности. Он встречается в различных религиях и культурах. Оригинал был создан по моей собственной технике из металлических элементов. Однако по условиям конкурса скульптура должна быть бумажной на клее ПВА. Я сделал копию высотой 145 сантиметров и шириной 135. Она и поехала в Париж. Привезли ее, кстати, самой последней — за день до открытия выставки.
Портенков нынче частый гость музеев. Он ездит по стране со стаей своих металлических «монстров». Говорит, везде неплохо принимают. Зритель идет на диковинных существ. Необычное всегда привлекает.
Станут ли работы Портенкова современным художественным брендом, как, к примеру, плакаты талантливого Владимира Цеслера, или просто будут кочевать по экспозициям, покажет время. Но то, что у нас появился еще один художник с уникальным видением мира, — это факт.
ИСТОКИ
Сергей Портенков — гомельский скульптор-самоучка. Отец родом из Кормянского района, мать — из-под Смоленска. Учился на истфаке Гомельского университета имени Ф.Скорины, одиннадцать лет работал художником-бутафором в Гомельском областном драматическом театре. Сейчас творит на пенсии. Победу на французском конкурсе Сергей Портенков посвятил своей безвременно ушедшей жене Майе.
Справка «СБ»
Реди-мейд (от английского ready-made — «готовый») — термин, впервые введенный в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений. Предмет перемещается из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему он открывается с неожиданной стороны, в нем проступают не замечавшиеся вне художественного контекста свойства. Первые работы в технике реди-мейд Дюшан выставил в Нью-Йорке в 1913 году. Наиболее скандально известными его работами стали «Колесо от велосипеда», «Сушилка для бутылок», «Фонтан» — так был обозначен обычный писсуар.
sb_gomel@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия № 245 (25127). Среда, 21 декабря 2016