Павел Барцевич из сельхозпредприятия имени П. И. Деньщикова Гродненского района перевез на элеватор 5615 тонн зерна нового урожая. В чем секрет успешной работы?
Драгоценное время
Просто залюбуешься, как Павел виртуозно ведет 52-тонную махину. Автопоезд аккуратненько, не проронив ни зернышка, взбирается на пригорок, затем, искусно маневрируя, выезжает на трассу. Расшифрую для самых любознательных: 22 тонны весит МАЗ-6501 с прицепом, а три десятка тонн «потянет» непосредственно груз — это зерно в кузове и дополнительном прицепе.Павел Барцевич признается:
— Технику я люблю с детства. Наверное, это у меня в генах: отец и дед работали водителями в колхозе. Оба были на хорошем счету и гордились своей профессией. Кстати, научился я водить, когда еще ходил в детский сад. Воспоминания пронзительные… Детально, скажем, помню звук работы двигателя старенького ГАЗа, резкий запах бензина и горячий капот, волнующий аромат свежесозревшей пшеницы… И шальной, просто немыслимый детский восторг, когда садишься за руль папиного грузовика. Помню, в 80-е смотрели с отцом программу «Прожектор перестройки». Тот ее выпуск был посвящен старту уборочной кампании и проходил под лозунгом «Ни секунды простоя!». Именно папа привил мне любовь к труду, уважение к технике, на которой работаешь, и мысль о том, что во время уборочной да и вообще во время любых сельхозработ счет идет на секунды и ты не должен терять ни мгновения. Время — это драгоценность! В общем, кто-то мечтает стать врачом, кто-то стремится в космонавты, а я думал про водительское ремесло.
В 18 лет его призвали в армию. Служил в инженерно-саперных войсках:
— Доводилось наводить понтонные мосты, садиться за рычаги и автокрана, и колесного трактора, и гусеничного бульдозера, и тягача… Практически все освоил за полтора года! Так что и теперь, понятное дело, могу запросто перебрать двигатель до самой последней гаечки и шестеренки… И ни жара, ни рабочий день от зари до зари меня ни капельки не пугают. Напрягает только одно — погода. Когда весь день льет дождь и из-за свинцовых туч даже не проглядывает солнце, наступает какая-то безнадега в душе. Но она быстро отступает, когда с головой уходишь в работу. Я вот вообще не могу без дела! Дождит? Сидеть сложа руки не стану. Натру до блеска кабину, подкачаю шины. Сейчас вот убрали хлеба, вожу корма: кукурузу на силос, люцерну и другие травы третьего укоса. Не открою Америку, если скажу: работы на селе всегда хватает. Особенно это касается водителей и механизаторов.
Любовь и голуби
С особой теплотой Павел Иосифович рассказывает о семье:— Супруга Оксана и дочь Аня — это мое все! Вот шла уборочная кампания, ежедневно по 12—14 часов доводилось быть в поле. Продолжительное время (чуть ли не месяц!) с самыми родными людьми виделся редко, так что скучал по ним очень. Спрашиваете: как познакомился с женой? О-о-о, это отдельная история. В одну из уборочных вез зерно на элеватор в Бобровники. Ехал через соседнюю деревню Рогочи. Притормозил на перекрестке. Смотрю: неподалеку красивая девушка кормит голубей. Что ж, быстренько подрулил, включил аварийку. Помните, как в той рекламе: пять минут дела подождут? (Улыбается). В общем, познакомились, обменялись с красавицей контактами. И вскоре сыграли свадьбу. Рад, что нашел свою половинку. И искренне считаю: случайности в нашей жизни происходят редко. Оксана каждое лето приезжала отдохнуть к бабушке, а значит, судьбе было угодно, чтобы мы встретились в нужной точке в нужное время. Так я нашел свою половинку. Один раз и на всю жизнь!
Между городом и деревней
Часто бывает так, что человек, живя в деревне (обычно это пригород), ездит на работу в город. В нашем случае — редкое исключение. — Вот уже много лет я живу в городе, а работаю в деревне, — признается собеседник.Видя мое недоумение, Павел улыбается:
— Будущая супруга перед свадьбой поставила ультиматум. Или переезжаем в город, или… Вот сколько анекдотов есть про тещу… А вот у меня — идеальная! Родители жены подарили нам, молодоженам, свою квартиру, а сами переехали на новое место жительства.
— Выходит, так и мотаетесь каждый день на работу в деревню?
— Что значит «мотаюсь»?! 15—20 минут на хорошей машине по отличной трассе… Люди по городу к месту работы по часу-полтора порой добираются.
Павел с гордостью говорит, что он простой сельский парень, который всего добился собственным трудом:
— Тружусь в слаженной команде, ведь один, как известно, в поле не воин. Работаю в сельхозпредприятии, которое по праву считается одним из лучших в Беларуси и в этом году намолотило около 33 тысяч тонн зерновых — это рекорд. Хорошо знаю историю родного хозяйства. Оно создано в 1951 году, и с той давней поры и до 1980-го им руководил ветеран Великой Отечественной войны Петр Иосифович Деньщиков. Эстафету перенял Василий Афанасьевич Свирид и уверенной рукой вот уже 43 года ведет нас к новым достижениям. Он сам в 6 утра уже за рулем, лично объезжает все поля и фермы. У него плохо работать просто нельзя!..
«Батька поступает мудро»
Не чужда 45-летнему Петру Барцевичу и политика:— Живо интересуюсь всем, что происходит в стране и в мире. На планете неспокойно. Войны, наводнения, землетрясения, цунами и другие природные катаклизмы… Но природа природой, однако и люди, как порой кажется, с ума посходили. Географических соседей, понятное дело, не выбирают, но некоторые из них в последнее время попросту мутят воду, провоцируют нас… Но наш Батька поступает мудро, каждое его действие выверенное, а слово — весомое.
Василий Свирид, председатель СПК имени Деньщикова, заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси:
— Павел Барцевич — настоящий профессионал! Бережливый и ответственный. Относится к закрепленной служебной технике так, как далеко не каждый относится к своей. Работает у нас в хозяйстве с 1995 года. Он не привык быть в центре внимания: мало говорит, зато много делает. Знает все дороги от и до, каждый поворот, каждую ямку. Самое главное, за что он ни берется — все у него получается с оценкой «отлично». «Зробим, Василий Афанасьевич», — говорит он всегда тихо, но очень уверенно. И я знаю, что так все и будет.
kozyrev@sb.by