Телефон-коммутатор, рации, пейджеры — о чем рассказывает необычный музей новополоцкого предприятия

Невидимые крылья

Каких только музеев не существует в мире! В разных странах можно увидеть экспозиции, посвященные лапше быстрого приготовления, колбаскам, канализации, рухнувшим отношениям, смерти и даже душам в чистилище. К примеру, в Беларуси есть музеи утюга, тюремного быта, кота, а также скейт-музей. Есть и профессиональные или производственные, посвященные метро, мостам, морским узлам, театру и цирку. Побывав на новополоцком ОАО «Нафтан», обнаружила и там музей — телефонной и радиосвязи, без которой невозможно представить организацию работы нефтегиганта. 


В мини-музее, который разместился в здании заводоуправления «Полимира» ОАО «Нафтан», собраны разные виды оборудования связи, помогавшего соединять сотрудников огромного нефтеперерабатывающего предприятия. Здесь говорят: связь — это невидимые крылья, еще ее сравнивают с воздухом — пока есть, не замечаешь, а когда нет, ощущается нехватка.

Основатель коллекции — заместитель начальника цеха № 603 по связи Вадим Скачков. Он пришел на предприятие в 1995 году электромонтером на участок связи в цех № 014, обслуживал телефонную станцию. В 1998-м подразделение стало самостоятельным цехом, а Вадим Владимирович там же — старшим мастером, вспоминает собеседник:

— Толчком к созданию музея стала фотография связиста времен Великой Отечественной войны. Захотелось сохранить и историю нашего цеха. Шло время, телефонные аппараты совершенствовались, старые заменяли на новые. Но отправлять в утиль устаревшие было жалко, ведь они были еще живые, да и каждый по-своему интересен. Оставлял, но места не хватало, чтобы их разместить. Когда в 2008 году модернизировали телефонную станцию, появилось свободное помещение, где и расположилась экспозиция.

Начало коллекции положил директорский телефон-коммутатор КД-6, произведенный в Перми в 1971 году. Подобные часто мелькают в советских фильмах на столах у руководителей. Этот селекторный многоканальный агрегат до сих пор дорог основателю музея.

Постепенно собрание пополнили другие экспонаты: устаревшие телефонные аппараты, телефонные кабины, таксофоны, рации, пульты связи, пейджеры, первые мобильные телефоны, телетайп, громкоговорители. Эти устройства использовались для связи на заводе, и сегодня большинство в рабочем состоянии.

В шумных цехах, где обычный звонок можно не услышать, устанавливали телефоны громкого боя. Таксофоны и телефонные кабинки тоже помогали в работе заводчан, рассказывает старший мастер участка связи цеха № 603 Владимир Кадушко, проводивший экскурсию по музею:

— Этот телефон в кабине действующий, у него есть свой номер. Посетители музея при желании могут позвонить из телефонной кабины, представить себя героями советских кинофильмов.

В телефонной будке сохранилась памятка: «Опустите одну монету. Снимите трубку. Услышав гудок, наберите номер». В этом таксофоне использовались монеты по 2 копейки, но на заводе звонки бесплатные.

Во взрывоопасных заводских производствах мобильная связь запрещена. Поэтому там и сегодня пользуются взрывозащищенными радиостанциями. Устаревшие увесистые промышленные аппараты, даже от веса трубки которых рука с непривычки падает, перекочевали в заводской музей. Говорят, такие взрывозащищенные модели весят килограммов под 30, применялись и на морских судах: не боятся ни влаги, ни пыли.

Сохранились в музее и документы, по которым прослеживается история цеха с самого образования участка связи в 1967 году. Первая книга распоряжений, первое штатное расписание, приказ об организации в 1998 году отдельного цеха связи № 603 из участка связи цеха № 014, удостоверения на рационализаторские предложения, фотографии руководителей и работников, телефонные справочники предприятия.

— У цеха связи есть даже собственный гимн, причем написанный самими электромонтерами, — продолжает экскурсию ведущий инженер цеха № 603 Ольга Таран.

Особое место в экспозиции занимает раздел, посвященный Великой Отечественной войне, где главным экспонатом является переносной военно-полевой телефонный аппарат ТАИ-43 в темно-коричневом корпусе, который во время войны был основным для связи в Красной Армии. Такой, как на том фото, подтолкнувшем к созданию музея. Вадим Скачков его специально разыскивал. В музее есть и устройство для передачи текстовой информации с помощью азбуки Морзе. Без него, уверен Вадим Владимирович, музей связи был бы неполным.

Экспозиция существует в стадии растущего организма. Здесь размещены не все экспонаты, часть ждет своего звездного часа в запасниках. Но заводчане думают над тем, чтобы сделать музей полноценным, интерактивным, чтобы можно было приводить на экскурсии и детей, которым хочется все не только посмотреть, но и потрогать, покрутить. Для этого могут понадобиться и дополнительные экспонаты.

Пока же в эту заводскую комнату-музей с удовольствием заходят работники предприятия. Одни аппараты напоминают о времени, когда только устроились на предприятие. Другие, похожие на те, что стояли у кого-то дома, как невидимые крылья, уносят в молодость или детство.

Кстати, работники участка связи цеха № 603 обслуживают 1820 телефонных аппаратов, 930 радиоточек, 10 тысяч километров линий связи, это почти как от Новополоцка до Владивостока.

alimova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter