Если по каким-то причинам вы забыли, чем пахнут настоящие автомобильные гонки, сколько в них безудержного драйва, нефильтрованных эмоций и вылитого пота, то сейчас самое время внимательно присмотреться к происходящему в мире «Формулы-1». На трассах этого года интрига закручена донельзя, а тут еще и Международная федерация автоспорта начала публичную войну с употребляемой пилотами ненормативной лексикой. И первым под раздачу попал действующий чемпион Макс Ферстаппен.
В ФИА признали, что нарушение само по себе не было достаточно грубым и гонщик не позволял себе оскорблений в чей-либо адрес (за данные нарушения выписываются денежные штрафы). При этом стюарды отметили, что гонщики, будучи примером для подражания, не могут позволять себе использовать подобный лексикон, высказываясь в публичном пространстве, к тому же не находясь в стрессовой ситуации.
В итоге стюарды постановили, что в качестве штрафа за допущенное нарушение Ферстаппен будет обязан принимать участие в общественной деятельности ФИА и «выполнить определенный объем общественных работ».На такое решение повлияло и то, что, как отмечено стюардами, это не первое подобное нарушение, допущенное Ферстаппеном.
Вряд ли это просто так совпало, но накануне гонки в Сингапуре президент ФИА Мохаммед бен Сулайем подтвердил, что его организация выступает против того, чтобы в прямом эфире травмировались словесные «фигуры» идиоматических выражений. Несмотря на то что управляющая компания «Формулы-1» запикивает нецензурные слова пилотов в радиопереговорах, растущее число подобных реплик вызывает беспокойство автоспортивного регулятора.
— Надо различать наш спорт — автоспорт — и рэп. Мы не рэперы, знаете. Сколько раз за минуту они матерятся? Мы не такие. Есть они и есть мы. Я сам был гонщиком, я знаю. В пылу борьбы, когда ты разочарован, что другой пилот тебя выдавил… Я испытывал злость, когда пилотировал на песке. Но надо помнить о своем поведении, быть ответственными людьми. С нынешними технологиями все транслируется в прямом эфире, все записывается. В конечном счете надо изучить и понять, нужно ли минимизировать то, что говорится публично. Представьте, что вы сидите со своими детьми или внуками, смотрите гонку, и вдруг кто-то говорит все эти плохие слова. Что скажут ваши дети или внуки? Чему вы их научите, будь это ваш спорт? — поделился мыслями президент.
Макс Ферстаппен и Ландо Норрис.
— Мы можем и мы делаем это. На самом деле мы были теми, кто поддержал больше переговоров в трансляции. Но у нас есть правила, правила служат благу спорта, за соблюдением правил нужно следить, уважать их.
На фоне того, что доминировавший в «Формуле» несколько последних лет «Ред Булл» погряз во внутренних скандалах и разборках, лишившись лучшей машины, а его лидер трехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен из Нидерландов после мощного начала 2024 года выдал безвыигрышную серию из восьми гонок подряд и позволил приблизиться британцу Ландо Норрису из «Макларен» в личном зачете на расстояние в 52 очка, происходящее вокруг произносимых гонщиками слов уже заставило писать о гонках даже филологов. Но Макс Ферстаппен, которого словно школьника отчитали за тираду на пресс-конференции и отправили на неведомые «общественные работы», был бы точно другим гонщиком, если бы не открыл второй фронт. Теперь он демонстративно односложно отвечает журналистам на официальных пресс-конференциях, но потом не жалеет глаголов, спускаясь в паддок. А пресса с плохо скрываемым удовольствием записывает.
— Сейчас нам запрещают использовать нецензурную лексику, я не могу сказать слово на букву F. Но нам что, по пять-шесть лет? И да, даже если трансляцию будет смотреть пяти- или шестилетний ребенок, то в будущем он все равно начнет материться, несмотря на контроль родителей. Потому что дети вырастут, начнут гулять со своими друзьями и будут использовать нецензурную лексику.
Ферстаппен о возможном уходе из «Формулы-1»:
— Мне не позволяют быть самим собой и мне приходится иметь дело с подобными глупостями. Я сейчас на той стадии карьеры, когда мне не хочется постоянно иметь дело с подобными вещами, поскольку это действительно утомительно. Конечно, здорово добиваться успеха и выигрывать гонки, но когда ты уже всего этого достиг, выиграл несколько титулов и много гонок, хочется еще и просто приятно провести время. Конечно, все атакуют на пределе. Все, кто ведет борьбу на трассе, даже в конце пелотона, максимально выкладываются. Но когда приходится иметь дело с подобными глупостями, для меня это становится еще одной причиной не продолжать участвовать в этом спорте.
Комментируя происходящее, так и просится сказать, что чемпионы мира в «Формуле-1» никогда не слыли паиньками. Вспомните запойного Райкконена, брутального Ханта, эпатажного Лауду да пусть даже и Хэмилтона, который удивительным образом совместил в себе любовь к автоспорту и модной индустрии. Не стоит удивляться тому, что именно Льюис, царствовавший в «Формуле» до появления Ферстаппена, стал первым, кто поддержал протест голландца. Позицию голландца поддержал и его главный преследователь в чемпионате Ландо Норрис. Он отметил, что отказ от крепких выражений приведет к тому, что болельщики утратят шанс «понять реальные ощущения гонщиков»: «Когда я слушаю все эти слова в эфире, понимаю, что это не так уж плохо. Да, это не тот язык, который можно считать приятным, но в конце концов вы всегда можете найти вид спорта, в котором ведут себя иначе».
А вы как считаете? Кто прав в этом споре, а кто виноват? Кто сапожник здесь, а кто портной?
ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ ЧЕМПИОНАТА МИРА «ФОРМУЛЫ-1» 2024 ГОДА
Примечание: в сентябре после гран-при Азербайджана команда «Ред Булл» впервые за два последних года потеряла лидерство в Кубке конструкторов.
Кирилл КНЯЗЕВ,
infong@sb.by