Кому в заказнике закон не писан

Нет прока без прокурора?

Особо охраняемые природные территории Гродненщины попали под пристальное внимание прокуратуры. Выявлены факты нарушений природоохранного законодательства. Многие заповедные места нуждаются в дополнительной защите.

Фото БЕЛТА

Что увидели работники прокуратуры в Республиканском ландшафтном заказнике “Свитязянский” в Новогрудском районе? Это уникальное место долгие годы подвергается непомерной рекреационной нагрузке. На озеро Свитязь, окаймленное живописнейшими берегами, ежегодно устремляются 35 тысяч отдыхающих. Это по официальным данным. По неофициальным — только за одни летние сутки здесь могут побывать до 8 тысяч человек. А ведь еще десять лет назад ученые сделали вывод, что предельно допустимая единовременная нагрузка на это озеро без ущерба природе составляет до 2 тысяч отдыхающих.

Экологи давно забили тревогу по поводу судьбы водоема, неустанно напоминая, что Свитязь имеет огромное природоохранное и рекреационное значение не только для региона, но и для всей страны. Долгое время это был рай для стихийных туристов, оставляющих после себя на берегах горы мусора и зияющие пятна кострищ. Поэтому было принято решение закрепить за этой территорией ответственного хозяина — Государственное природоохранное учреждение “Республиканский ландшафтный заказник “Свитязянский”. Финансирование пошло из двух источников: бюджета и международной технической помощи. В результате здесь появились контейнерные площадки для раздельного сбора мусора, в лесу убрали сухостой, ликвидировали стихийные свалки, открыли круглосуточную автостоянку, началось строительство эколого-развлекательного центра. Но должным ли образом охраняется эта особая территория? Что удалось сделать для упорядочения рекреационной нагрузки на нее? Эти вопросы легли в основу прокурорской проверки минувшей осенью.

Старший помощник прокурора Гродненской области по надзору за исполнением природоохранного законодательства Светлана Зайцева рассказала, что на момент проверки в этом учреждении отсутствовал даже план управления особо охраняемой территорией:

— Выяснилось, что работа здесь сводится лишь к предоставлению платных услуг населению в виде стоянки автотранспорта и строительству эколого-развлекательного центра. На балансе учреждения числятся 3 стояночные площадки — этого явно недостаточно при таком наплыве туристов. Выявлены факты несанкционированных стояночных мест.

Следующим объектом проверки стало Государственное природоохранное учреждение “Республиканский ландшафтный заказник “Котра” в Щучинском районе. На фоне “Свитязянского” он выглядит контрастно. По официальным данным, в 2015 году здесь побывали 150 туристов, а на момент прокурорской проверки — 128. Любопытно, что на выполнение природоохранных мероприятий из средств местного бюджета за этот период было выделено 12 030 рублей, в то время как на платных услугах заказник заработал всего 616 рублей. Почему же столь благодатное место отдыха не пользуется популярностью у организованных туристов?

В прокуратуре мне показали фотографии, сделанные минувшей осенью. Перекошенная ветхая беседка в месте отдыха, повсюду мусор, кострища, оставленные “дикими” туристами. Да уж, картина малопривлекательная.

Аналогичную ситуацию увидели проверяющие и в Республиканском ландшафтном заказнике “Липичанская пуща”. Было на что обратить внимание прямо на въезде в охранную зону — весь информационный щит изъеден ржавчиной.

В Республиканском ландшафтном заказнике “Сорочанские озера” непросто было найти контейнеры. Пестрели мусором и берега реки Страча. Выявлены факты незаконного предоставления земельных участков и строительства в границах этого заказника.

Работники прокуратуры сделали вывод, что не уделяется должного внимания оформлению охранных обязательств и паспортов на памятники природы. В частности, речь о таких геологических памятниках природы республиканского значения, как валуны: “Большой камень литовский”, “Два валуна Лукинские”, “Рутковский пригорок”, “Гора каплица”, “Пуцевичская гора” в Новогрудском районе, “Большой камень “Довнарский”, “Янцевичский”, “Довнарский” в Ивьевском районе.

Отдельная проблема — незаконная охота и рыбалка. Только областная инспекция охраны животного и растительного мира за неполные два года выявила на особо охраняемых природных территориях более 65 административных правонарушений. В заказнике “Налибокский”, например, браконьер застрелил самку лося, причинив вред природе на 162 миллиона неденоминированных рублей. Еще один нарушитель срубил 52 дерева (вред оценен почти в 70 миллионов рублей). И тот и другой уже предстали перед судом. А вот злоумышленник, совершивший поджог в Беловежской пуще, до сих пор не найден. Пожар охватил около полутора гектаров заповедной территории.

— Результаты прокурорских проверок показывают, что проблемным остается экологическое воспитание и просвещение населения. Оно должно осуществляться планомерно и последовательно, начиная с детских садов, — убеждена Светлана Зайцева.

В Гродненской области насчитывается 265 особо охраняемых природных территорий, в том числе 15 заказников республиканского значения и 28 — местного. Частично регион охватывают 2 национальных парка — “Беловежская пуща” и “Нарочанский”. Как говорится, есть что бдительно охранять.

Прокуроры районов Гродненщины направили в райисполкомы и природоохранные учреждения 11 представлений об устранении нарушений законодательства и 4 предписания. Природоохранные проблемы были обсуждены на заседании облисполкома, приняты меры по исправлению ситуации. Отдельные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в заказниках убрали мусор, установили новые информационные щиты, благоустроили места отдыха. Принято также решение провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности государственных природоохранных учреждений по расходованию бюджетных средств, выделяемых на их содержание. Станет ли это уроком на будущее?

Примечательно, что руководители всех государственных природоохранных учреждений, негативно фигурирующих в материалах прокурорской проверки, наделены правом самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако ни одного такого документа в их практике не оказалось. Неужели, имея полномочия остановить и призвать к порядку “диких” туристов, следует дожидаться прокурора?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter