Почему мировые премьеры не доезжают до деревень и маленьких городов

Нерентабельный показ

Посмотреть самые свежие киноновинки, к примеру, в Гомеле, Жлобине, Мозыре зрителю при желании не представляет труда. Кинотеатры работают как часы, предоставляя не только сами произведения синематографа, но и целый комплекс дополнительных развлечений. Жителям маленьких райцентров или деревень повезло меньше. Передвижные киноустановки объезжают их множество, но ресурсы ограничены. Прокатчики и рады бы показать блокбастеры каждому сельскому зрителю, но…


КИНОЗАЛ в Центре культуры и досуга агрогородка Ровенская Слобода сохранился еще с советских времен. Директор Татьяна Янковец с ностальгией вспоминает, как еще в 80-е перед широким экраном здесь собиралось по 50, порой по 100 человек. 

— Сеансы, что и говорить, каждый день. А если давали индийское кино, ради бегущих со смены доярок даже задерживали начало, так все рвались на просмотры.

Появление видеомагнитофонов, DVD, а потом и интернета положило конец масштабным деревенским кинопоказам. Зачем тратить деньги на большой экран, если можно ту же информацию получить дома, рассуждает иной зритель? 

Совсем без кино местных жителей никто не оставит — есть государственные социальные стандарты. Не реже раза в месяц у центра традиционно притормаживает микроавтобус предприятия «Речицакиновидеосеть» с передвижной установкой. Видеодемонстратор Артем Астапов дает расклад по современному ее варианту:

— Колонки, усилитель, проектор и плейер. Возим с собой еще и экран 1,8 на 1,8 метра. Но здесь имеется свой большой, показывать будем на нем.

Алексей Чернов и Артем Астапов настраивают оборудование перед кинопоказом.

Подключение и настройка занимают от силы 15—20 минут. Сегодня к показу предлагают белорусскую картину «Черный пес» — современный боевик о борьбе с терроризмом. Зал начинают наводнять школьники — основной зритель передвижек. Порой подтягиваются и взрослые, но бороться сейчас приходится за каждого человека. Пусть цена вопроса всего 1 рубль, платить и такую цену за кино в районах готовы далеко не все. 

Сегодня с удобством на мягких сиденьях устраиваются около 70 школьников. Старшие сразу занимают последние ряды. Четвероклассник из Ровенской Слободы Тимофей Рудаков в кино прибежал одним из первых:

— Я каждый месяц хожу, фильмы не пропускаю!

Методист «Речицакиновидеосети» Светлана Доваль успехом называет цифру и в 30 зрителей. Соцстандарты по доступу к большому или хотя бы среднему экрану предприятие выполняет безукоризненно: в 13 агрогородках передвижка бывает ежемесячно, еще в четырех — раз в квартал. Все, как утверждено райисполкомом. 

ДЛЯ привлечения зрителей прокатчики используют любые средства. От активной рекламы в школах до соревнований между агрогородками. К примеру, тот, в котором будет наибольший процент посещения, в конце года обеспечивается бесплатным поп-корном. Вот чем действительно прокатчики не могут порадовать сельчан, так это мировыми новинками. Кино в передвижках идет с дисковых носителей — мультики, белорусские премьеры и те из иностранных, что еще выпускают на DVD.

Во время обилечивания учеников Ровенскослободской сш. 

Проблемы фильмоснабжения гендиректор «Гомелькиновидеопроката» Александр Лавриненко называет даже более важными, чем наличие кинотеатров в районах:

— В последние годы все меньше фильмов с правами публичного показа на дисковых носителях. Все уходят в «цифру». DCP — настолько технологически защищенная вещь, что в хорошем качестве украсть копию нереально. Найти фильмы, особенно иностранные, на DVD большая проблема. Белорусские — без вопросов. Наши новинки в любом населенном пункте можно посмотреть в день премьеры, одновременно с показом в больших кинотеатрах. Мировым производителям диски с правом публичного показа больше неинтересны в отличие от интернет-видеосервисов.

Вот и получается, что кинопрокатчики и рады бы показать на селе условного «Капитана Марвела», да только возможностей правообладатели таких не предоставляют. И речь не только о деревнях. Не устраивают мировых партнеров и некоторые небольшие райцентры. 

— Это проблема для всего СНГ. Крупные компании, напрямую торгующие голливудскими товарами, зачастую отказывают в прокате в малых городах, которые, по их мнению, не обеспечивают уровень сборов. У нас есть проблемы с фильмоснабжением в Буда-Кошелево и других райцентрах, на грани даже средние города. 

Правообладатели борются за статус и имидж. Пусть производство цифровой копии несравнимо дешевле пленочного варианта, современная киноэкономика одним из самых главных показателей считает так называемую наработку на фильмокопию. Предположим, условные 5 миллионов долларов в СНГ можно собрать с тысячи экранов. Если пойти вглубь, можно показать и в двух тысячах кинотеатров и заработать 6 миллионов. Вроде денег чуть больше, но польза одной копии куда ниже. И тут разница в населенных пунктах становится очень яркой: если на сеанс в Гомеле сходят 2—3 процента жителей, то это добрые 10—15 тысяч билетов, а в Хойниках или Лоеве — всего две-три сотни, разводит руками Александр Лавриненко:

— Пойти в такой райцентр правообладатель если и захочет, то непременно потребует минимальную гарантию. Не вопрос, берите фильм, но цена этой копии — условно 100 тысяч российских рублей. Чтобы отбить такие деньги, в Буда-Кошелево должен сходить в кино почти каждый пятый.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ вопрос уже на местном уровне заставил в последние годы пойти еще на одну меру. Часть районных кинопредприятий реорганизовали путем присоединения к учреждениям культуры. С 2015 года такой сектор существует в Лоеве, позже их создали в Ветке, Октябрьском, Брагине, Добруше. В этом году к такой системе присоединилась Корма, в процессе перехода под крыло культуры кинопрокатчики Гомельского района. Такое решение зрело давно: где-то нет стационарного кинотеатра, где-то окупаемость затрат не превышала 10 процентов. Содержать полноценное предприятие в таких условиях было нерационально. Но тут есть один момент, на который обратила внимание во время тематической коллегии начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Ирина Довгало:

— Таким секторам не доводятся нормативы по показам фильмов, как полноценным прокатным предприятиям. И вот какую картину мы наблюдаем. Если в 2015 году в Ветке проведено 2184 сеанса, то после реорганизации они заметно упали: в 2017-м — 249, в 2018-м — 251. В Брагине четыре года назад — 879 сеансов, в прошлом году — 375. 

Соцстандарты выполняются, с этим поспорить никто не может. Да и увеличивать количество нерентабельных показов, возможно, ни к чему. Другой вопрос, многие райцентры, агрогородки и деревни откровенно недорабатывают в привлечении зрителей. Кино нужно уметь хорошо продать, а иные кинозалы даже не размещают информацию о показах онлайн. 

Интересен пример уникального кинотеатра в Чирковичах Светлогорского района. Это был первый агрогородок, где появился такой стационарный объект. Шаг был во многом вынужденным (Светлогорск временно лишился собственного кинотеатра), но полностью себя оправдал. Райцентр в нескольких километрах, мировые премьеры сельские жители видят на месте, неподалеку санаторий «Серебряные ключи» — источник дополнительных посетителей. Зрители из-за эффекта новизны шли толпами. Прошло два года, и поток ощутимо сократился. Ирина Довгало считает, что здесь недорабатывают в плане рекламы. Зрителя надо удивлять: и акцию неплохо бы устроить, и перфоманс перед сеансом, и флайер дать в руки каждому заезжающему в санаторий. Совсем непонятной в этом свете становится то, что в здравницу приезжает с показами та же передвижка, хотя в паре километров полноценный кинотеатр… А тем временем в ближайшем будущем в самом Светлогорске откроется торгово-развлекательный центр с кинотеатром. Борьбу за зрителя нужно было начинать еще вчера.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter