Бывают случаи, когда добропорядочные граждане становятся матерыми мошенниками. Почему так происходит?
Могилевчанка Виктория Кудрявцева была вполне респектабельной молодой особой, никто из соседей или сослуживцев не мог сказать о ней плохого слова. Улыбчивая, вежливая, предупредительная. Работала диспетчером одного из местных сервисов такси.
Вместе с мужем воспитывала двух малышей — сына и дочку. Дети из одежды вырастают быстро. Чтобы не выбрасывать хорошие вещи, продавала их через интернет. Там же и покупала. Иногда в посылках ей приходило не совсем то, что было обещано. Это натолкнуло Викторию на мысль попробовать продавать вместо дорогих товаров некачественное старье.
Нашла в сети фото великолепной шубки-трансформера из песца, какой у нее отродясь не было. Скачала снимок, разместила на одном из известных интернет-ресурсов, написала, что продает модную вещь за 360 рублей, оставила два номера мобильников, представилась Тамарой, указала вымышленный адрес.
По странному стечению обстоятельств Марина Сосновская, жительница Лиды, откликнувшаяся на объявление, была уроженкой Могилева, может, поэтому «владелица шубки» сразу вызвала у нее доверие. Конечно, покупательницу немного смутило, что Виктория требует часть суммы предоплатой: ведь наложенным платежом все равно получит деньги, обмануть невозможно. Но шубка кофейного цвета так понравилась, что решила не обострять отношений. Перечислив 150 рублей с карточки на карточку, стала ждать посылку с обновкой.
А Виктория, получив деньги из воздуха, положила в коробку от обуви свою старую розовую куртку, которую позже эксперты оценили в копейки, наклеила адрес покупательницы и отправила посылку. Для себя решила: если последует претензия, скажет, что отправления перепутали на почте.
В последний момент покупательница все же почувствовала тревогу: попросила подругу быть свидетельницей при вскрытии посылки. Пришли на почту, Сосновская доплатила оставшуюся сумму 210 рублей и вскрыла полученную коробку… Дальше делом занималась уже милиция. Свой поступок новоиспеченная мошенница объяснила на следствии просто: ею двигали интерес, азарт, гадала, получится не получится. Результат «эксперимента» — судимость. На первый раз суд назначил наказание, не связанное с лишением свободы, — исправительные работы.
Психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы Ирина Барановская говорит, что многое зависит от воспитания, моральных устоев, нравственных ценностей человека. Далеко не каждый способен на преступление. Мошенниками редко становятся из спортивного интереса. В первую очередь привлекает быстрая нажива. Люди такого типа хотя и стараются произвести на окружающих хорошее впечатление, но довольно легко переживут и осуждение, и порицание. Главное для них — избежать наказания, в крайнем случае оно должно быть не слишком суровым. Если даже попадутся, но останутся на свободе, не исключено, что попробуют повторить попытку обмана, скорректировав свои действия, проанализировав, на чем погорели.
Ирина Барановская рассказала, какими мотивами руководствуются такие люди. Часто им кажется, что на работе их не оценили по достоинству, не выдвигают на более высокие должности, недостаточно платят. Поэтому действия идут по принципу: возьму сам то, что мне недодали.
Ольга Сорокина (фамилия изменена) работала в организации, принимавшей безналичные платежи у предпринимателей. Но двоих бизнесменов она убедила передать деньги наличкой и напрямую ей. Мол, так лучше.
Алла получила письмо по почте: нужно погасить задолженность 420 рублей. Инспектор предложила отдать деньги ей в руки, выдала фальшивый документ о приеме наличности, набранный на компьютере. Уверенная, что все в порядке, Алла с легким сердцем отправилась домой. Хорошо, что на всякий случай сохранила эту сомнительную бумажку. Ольга же, в свою очередь, чтобы в компьютерной базе за Аллой не висела задолженность, зачислила ее в разряд льготников, освобожденных от оплаты.
Другой бизнесмен, Денис, неоднократно вносил платежи наличными в кабинете Ольги, полагая, что это норма. В очередной раз он пришел, когда Сорокина была на больничном. А ее коллега буквально опешила, когда предприниматель достал бумажник и стал отсчитывать необходимую сумму. Объяснила, что взносы платятся только в банке и никак иначе. Простодушный посетитель заспорил, что прежняя инспектор всегда принимала у него наличность прямо за рабочим столом. Озадаченная дама пошла к начальнице, объяснила ситуацию. В кабинете у зарвавшейся инспекторши нашли несколько недействительных квитанций. Ее тут же уволили. Состоялся суд. Приговор — три года лишения свободы с конфискацией имущества.
Елена Исакова, старший помощник прокурора Могилева, говорит, что по ее наблюдениям некоторые ради шальных денег, даже не слишком больших, нередко не боятся потерять хорошую работу, репутацию, имущество и даже свободу. Часто рушатся семьи. Объяснить такие алогичные поступки трудно. Что движет людьми — алчность, уверенность, что ничего не обнаружится, природная склонность к авантюризму? Но есть и вторая сторона любого мошенничества — это те, кто, не особо вдаваясь в суть действа, покупается на посулы аферистов. И здесь только один совет: нужно не только доверять, но и проверять.
mendeleva@sb.by
Аферисты рано или поздно оказываются на скамье подсудимых
Неоконченный обман
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.