Авиационные правила строгие. Каждый болтик, винтик проходят десятки подтверждений и проверок. Практически каждое сплетение и
строчка имеют свой сертификат. Пилоты тепловых аэростатов проходят множество проверок.
строчка имеют свой сертификат. Пилоты тепловых аэростатов проходят множество проверок.
Самое страшное — бесстрашный пилот
Мы находимся неподалеку от аэродрома «Боровая». Екатерина со своим коллегой Дмитрием вывезла на большую площадку то, что вот-вот предстанет перед нами воздушным шаром — огромный прицеп с техникой. Сил, кажется, у этой хрупкой невысокой блондинки не занимать, хотя она уверяет, что пилотам воздушных шаров всегда нужна команда из трех человек.— Екатерина, давайте прямо: вы зачем так рискуете жизнью?
— Вы сильно ошибаетесь! — она округляет глаза на такой вопрос, а ее сережки в форме воздушных шаров возмущенно качаются: — Согласно статистике, воздушный шар — самый безопасный вид транспорта. Это раз, а два — это сочетание шума горелки и природной тишины, прекрасные виды, которые не передать ни одной камерой. Такое единение с природой, касание самых верхушек деревьев — лучшее, что можно для меня придумать. Что до аварийных случаев, которые фиксировались за границей, так это редкость, и сопутствовал тому ряд нарушений. В авиации случайностей не бывает.
Отправляемся в путешествие на 10 лет назад, когда Катя в свой день рождения получила необычный подарок — полет на воздушном шаре.
— Я не могу передать ощущений, как это было прекрасно! Да, я немного азартный человек, мне хотелось даже прыгнуть с парашютом, но после шара поняла, что мне это не нужно. Я не хочу «падать», я хочу летать, — Катя щурится под солнцем.
Подарок для Кати, которая, к слову, окончила вполне себе земной университет, — училась на факультете философии и социальных наук БГУ — должен был стать не просто сюрпризом, но и лассо, способным ее зацепить, заинтересовать полетами. Ее друг Дмитрий уже учился на пилота аэростата и специально для нее в Минск привез из России шар. Екатерина продолжает:
— Мы так воодушевились, что купили шар, и я отправилась на учебу: теорию получала в Белорусской государственной академии авиации, а практику — в Киеве. 16 часов налета — и у меня удостоверение пилота аэростата.
А ей летать охота
Катя смотрит в смартфон: нет, все же мы сегодня не отправимся в полет. Несмотря на солнышко, ветер сильный. Если он более 4–5 метров в секунду, полет откладывается до лучших времен.— А расскажите, не надоедает летать? Один раз — хорошо, а катать других, наверное, не очень?
— Нет, что вы! Каждый полет — это нечто неповторимое, —говорит Катя. — А еще 80 процентов наших полетов связаны с предложением руки и сердца. 99,9 процента девушек говорят «Да!» Мы смеемся, что у них выхода нет, поэтому можем пообещать молодому человеку: все будет так, как он хочет. Наша работа приятная, потому что всем всегда — тьфу-тьфу — все нравится. Особенно обряд воздухоплавателей. Традиция идет из истории…
В 1783 году братья Монгольфье, французские владельцы обойной фабрики, захотели летать. Соорудили корзину из лозы, шар из обоев, установили жаровню и… идея провалилась. Тогда из кожи сделали оболочку для шара, загрузили в корзину первых пассажиров — утку, барана и петуха. Животные вернулись невредимыми, поэтому и они туда, поближе к небу, отправились. Когда полет увидел Людовик XVI, то выдал указ о том, что такой поступок достоин графского титула! Значит, те, кто пролетел на шаре, — воздухоплаватели, которым положены, как графам, и земли. Правда, через время сие поправил: когда летаете и видите земли, тогда вы и владельцы этих земель. Так вот к чему это: до сих пор во всех странах мира после полета выдается сертификат о том, что вы становитесь воздухоплавателем, графом или графиней с присвоением имени. Если пролечу около Минска над Заславлем, то стану графиней Заславской? Ах, почему мы не летим сегодня!
— Но и это не все, — интригует Екатерина Ивашина. — Надо отдать дань трем стихиям, с помощью которых летаем: огню, земле и воздуху. Мы слегка поджигаем волосы участника своего первого полета и тушим их шампанским. Это делаем быстро и безопасно!
Причем тут космонавт Леонов?
Раз мы стоим у корзины шара, которому сегодня не судьба лететь, прошу рассказать, в чем заключается работа аэронавта. Как управлять тем, что не имеет двигателя?— Мы летим за счет разницы температур в оболочке и за бортом: огонь подает горячий воздух внутрь оболочки шара и он поднимается — разреженный горячий воздух легче холодного, поэтому мы взлетаем. Элементарно и просто? Но наш «двигатель» — потоки воздуха. По горизонту мы управляем им лишь за счет скорости ветра. В разных слоях у него разное направление, и это нужно хорошо знать.
Катин шар — в форме сердца, с белорусским орнаментом. Корзина — 1,30 на 1,67 метра. Высота — 1,10. Весит судно 450 кг. Стоит около 50 тысяч евро. Да, дорого, зато оно сертифицировано и имеет полный комплект необходимых средств. Обычно это корзина из лозы или ротанга, баллоны с газом, оболочка, горелка, сумки и так далее. Катин шар сделали в Чехии. Полетать на нем могут 3 человека вместе с пилотом. В Турции, говорит, летают и 18-, и 22-, и 42-местные шары!
— У нас на всю страну 7 шаров. А в той же Литве — около 400. В Германии, Штатах — тысячи. Часто их используют в рекламных целях большие компании, а еще проходит множество спортивных соревнований и фестивалей на них.
Задаю наивные вопросы: а птица не пробьет клювом оболочку? Говорит: это невозможно. А корзина не перевернется? Нет, этого не может быть при нужном ветре. А можно для храбрости чарку поднять? Катя переходит на тон, в котором чувствуется крепкая решимость пилота: «Авиация не шутки, ни в коем случае мы не пускаем в корзину людей, которые пьяны».
В небо, к слову, просто так не отправиться, если вдруг резко захотите. По авиационным правилам, пилотам необходимо за сутки подать заявку на предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация», затем за 1,5 часа до вылета согласовать полет, потом за 5 минут, а после и в процессе полета связываться. Все это нужно, чтобы избежать конфликтов в небе с другими участниками движения.
Екатерина показывает мне видеоинтервью космонавта Алексея Леонова, который рассказывает, что летал на легкомоторных самолетах, истребителях, ракете, выходил в открытый космос, но чувство полета у него больше всего ощущалось на воздушном шаре.
— И он прав! В самолете, вертолете можешь лететь вразрез природе. А на шаре — лишь по направлению ветра, с ней. С нами разные люди летали. К примеру, брутальные мужчины, которые садились в корзине и лишь через окошко глядели. А потом выпрямлялись и говорили: «Класс!» Были те, кто скептически относился к полету такого рода, да еще и с девушкой-пилотом, но потом радовались, — говорит Екатерина о своем любимом деле. — Мы, кстати, не допускаем детей до 6 лет к полету, людей с фобией высоты и беременных.
Сезон шаров, несмотря на то что летать можно и в минус 15, — май — сентябрь. И полет возможен только утром или вечером, когда есть горизонтальные потоки воздуха и нет восходящих, нисходящих, опасных для полета. Самый же экстремальный полет у Екатерины случился, когда вместе с Дмитрием и пилотами из России 7 часов летела от немецкого Зонтхофена до Венеции над Альпами. Каждые 100 метров в высоту сопровождались понижением температуры на 0,6 градуса. Но ей быть в небе нравится. Надо видеть, с каким воодушевлением Катя рассказывает об этом и какие заоблачные — в хорошем смысле — планы строит. Попутного ветра!
kasel@sb.by