Нарушения осанки и зрения — две проблемы современных школьников. Если в 1–м классе таких отклонений немного, то к выпускному — почти у всех. Сидение в гаджетах только усугубляет ситуацию. Но родители должны знать, что этих неприятностей во многих случаях можно избежать. Как?
В преддверии нового учебного года мы расспросили врача ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Оксану ЛАВРИЩЕВУ.
— Осанкой мы называем привычную непроизвольную позу человека в состоянии покоя или во время движения. Привычная — одно из ключевых слов. Осанка не является постоянной, она может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Ее формирование начинается с рождения, а основные составляющие определяются к 6 — 7 годам.
— Но значительная часть нарушений осанки все же связана с неправильным положением тела во время работы, нерациональным обустройством рабочего места, плохим освещением, неудобной мебелью... Вносит свой вклад и недостаточная двигательная активность детей, слабость мышц живота и спины, плохо поддерживающих позвоночник, — Оксана Лаврищева подчеркивает, что здесь задействован и психологический фактор. Привычка сидеть скривившись или ходить глядя вниз может сигнализировать о внутреннем состоянии ребенка, его подавленном настроении и плохом самочувствии. Здоровый, бодрый человек подтянут, держится прямо, распрямляет плечи.
Поэтому обращать внимание на то, как школьник сидит за рабочим столом или партой, и поправлять его, формируя правильную привычку, крайне важно. Вот что надо здесь учитывать.
• Спина должна быть в постоянном контакте со спинкой стула. Нужно сидеть, занимая сиденье полностью, следить за равномерной нагрузкой на обе половины таза.
• Сидеть нужно прямо, слегка наклонившись вперед, голову низко не опускать, не упираться грудью в край стола или парты.
Почти хорошо
• Между краем стола и грудью должна свободно проходить кисть руки.
• Предплечья должны лежать на столе симметрично и свободно, без напряжения. Не надо опускать одно плечо ниже другого.
• Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым или тупым углом, стоять на полу или подножке всей ступней. И, конечно, мебель: высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка — Министерством здравоохранения установлены определенные требования.
Однако Оксана Лаврищева делает акцент: для сохранения правильной осанки следить лишь за тем, в какой позе ребенок делает уроки, недостаточно. Важно правильно «обустроить» сон — нужен ровный, плотный, не прогибающийся матрац и небольшая полужесткая подушка. А также надо внимательно отнестись к выбору рюкзака — с плотной спинкой и ручкой для ношения. При покупке стоит обращать внимание на маркировку изделия: «Для учащихся начальных классов» или «Для учащихся средних и старших классов». И, конечно, носить его нужно на двух лямках, равномерно распределяя вес. Если школьник настоял на портфеле или сумке на длинном ремне, попросите его почаще перекладывать ношу из руки в руку или менять плечо.
Еще обращайте внимание на вредные привычки. Это стояние на полусогнутой ноге или отставив ногу в сторону, сидение, поджав под себя ноги, наклонившись в сторону либо вперед, сон — свернувшись калачиком на одном боку, поджав ноги к животу, чтение на боку, ношение в одной и той же руке тяжестей. От всего этого нужно вовремя избавляться.
Очень важны закаливание и систематические физические упражнения, укрепляющие мышечный каркас: плавание, лыжи, танцы, утренняя гимнастика. Для снятия статического напряжения на занятиях в школе и дома стоит устраивать 3 — 5–минутные физкультминутки.
А если родители замечают, что осанка стала хуже — одно плечо или бедро у ребенка выше, чем другое, выше и более оттопырена одна лопатка, — затягивать с визитом к ортопеду не стоит.
Рекомендуемый вес содержимого рюкзака (без массы ранца или рюкзака) не более:
1,5 кг — для учащихся 1 — 2–х классов;
2,0 кг — для учащихся 3 — 4–х классов;
2,5 кг — для учащихся 5 — 6–х классов;
3,0 кг — для учащихся 7 — 8–х классов;
3,5 кг — для учащихся 9 — 11–х (12–х) классов.
vasilishina@sb.by