Источник: Знамя юности
Знамя юности

«В детстве думала, что стану воспитательницей»: в гостях у «Кода личности» гребчиха Екатерина Карстен

«Не верю в силу талисманов»

Даже те, кто не увлекается спортом, наверняка хотя бы раз слышали имя белорусской гребчихи Екатерины Ходотович, которую сейчас знают под фамилией мужа – Карстен. О ее достижениях складывают легенды: побывала на семи Олимпиадах, с которых привезла два золота, две бронзы и серебро. В среду чемпионка стала героиней программы «Код личности» телестудии издательского дома «Беларусь сегодня», где рассказала студентам и школьникам о своем детстве, карьере и подлых соперниках, которые пытались помешать ей победить.

Тренировка – учеба – тренировка

В начале беседы будущие спортсмены, которые присутствовали в студии, спросили у Екатерины Карстен, кем она хотела стать, когда вырастет. Гостья призналась, что изначально не планировала связывать свою жизнь со спортом:

– Мое детство прошло в деревне Осечено Крупского района. Помню, хорошо ладила с детьми, которые жили по соседству. Поэтому меня частенько просили присмотреть за малышами. Тогда думала, что пойду работать воспитателем в детский сад. 

У Екатерины Анатольевны большая семья: шестеро братьев и сестер, из которых она самая младшая. Когда старшие выросли, уехали в Минск. В Осечено остались только маленькая Катя и ее брат:

– В деревне никто не сидит сложа руки: надо и сено сушить, и воду таскать, и дрова колоть. Всем этим мы занимались вместе с братом. В перерывах между домашними делами играли на улице в снежки или догонялки. Во время таких забав мне особенно нравилось, что парни, которые были на несколько лет старше, никак не могли меня догнать. 

В школе у спортсменки любимым уроком была физкультура. В свободное время Екатерина играла с мальчишками в футбол и хоккей, но академической гребле в деревне не учили:

– Мне было 15 лет, когда со всей страны начали набирать высоких девочек для обучения в минском училище олимпийского резерва. Учитель физкультуры предложил попробовать. Меня приняли. Учиться было сложно: утром первая тренировка, потом занятия, после них снова упражнялись в гребле. В 1990 году я окончила училище и выиграла свои первые соревнования. С этого и началась моя карьера. 

Только победа

За свою жизнь Екатерина Анатольевна побывала не на одних состязаниях, но ребят интересовало, какие запомнились больше всего. Чемпионка ответила, что у каждого выступления есть своя история:

– Принимать участие в Олимпийских играх, а тем более победить – мечта любого спортсмена. XXVI соревнования проводились в Атланте. Тогда я стала единственной из нашей команды, кто завоевал золото, хотя на меня никто не ставил. Все думали, что победит соперница из Канады. С теплотой вспоминаю и свои первые международные старты: чемпионат мира среди юниоров во Франции. В тот раз я тоже заняла первое место. 


Залогом своих успехов гребчиха называет трудолюбие:

– У меня никогда не было талисманов, не верю в их силу. Чтобы достигать высоких результатов, нужно много тренироваться, соблюдать режим. И помнить, что выиграть хотят все, а золотая медаль только одна.

Еще одна составляющая успеха – умение справляться с волнением, добавила гостья программы:

– Не важно, в каких соревнованиях участвуешь, перед стартом всегда тревожно. Но когда веришь в себя, заранее настраиваешься на победу, легко совладать с эмоциями. Я всегда вечером перед сном прокручивала в голове гонку, весь маршрут, продумывала тактику. А когда выходила на старт, концентрировалась только на заезде и победе.

Именитая спортсменка всегда за честную борьбу, но в ее карьере бывали случаи, когда завистники пытались помешать ей выступить. Екатерина Анатольевна рассказала об одной такой ситуации:

– Это случилось во время Кубка мира. Перед гонкой я проверила лодку и весло. Убедилась, что с ними все в порядке. А когда пришла на старт, почувствовала, что с веслом что-то не так. Раньше было такое правило: в стартовой зоне можно остановить заезд, подняв руку. Я так и поступила. Позже оказалось, что у моего весла откручен соединитель. Предполагаю, это сделал кто-то из соперников из других стран. В итоге заезд перенесли на несколько минут. Кстати, ту гонку я выиграла.

Гребля или романы?

Практически все свободное время чемпионка уделяла тренировкам. Выдавалась ли свободная минутка на личную жизнь? Екатерина Анатольевна призналась, что ее интересовал результат соревнований, а не любовные отношения:

– Неспроста раньше девочкам-спортсменкам не позволяли заводить романы во время подготовки к чемпионатам. Это очень отвлекает.

Хотя со своим мужем-немцем Екатерина познакомилась именно благодаря спорту:

– Он бизнесмен, в 1995-м приехал в Брест по своим делам. А я там же готовилась вместе с парнями из сборной к соревнованиям. Тренер гребцов был приятелем будущего супруга, поэтому привел его с собой. Там мы впервые пообщались, пытаясь жестами объяснить что-то друг другу. Ведь я не знала немецкого, а он – русского.

Спустя некоторое время пара поженилась и Екатерина Анатольевна уехала вместе с мужем в Германию:

– Было тяжело переезжать. Я боялась, что придется выступать за другую страну. А такие предложения поступали: немцы обещали дом и хорошую зарплату, швейцарцы хотели, чтобы я тренировала их спортсменов. Но от таких вакансий всегда отказывалась. Когда родила, мне предложили жить и тренироваться в Германии, а выступать за Беларусь. И я согласилась, так мне не пришлось выбирать между семьей и работой. Правда, свободного времени не оставалось. Признаюсь, когда завершила карьеру, за пару месяцев узнала о Германии гораздо больше, чем за 20 лет, что прожила там.


БЛИЦ

– Если цвет, то…

– Синий.

– Если вкус, то…

– Кисло-сладкий.

– Если книга, то…

– Детектив.

– Если фильм, то…

– Исторический.

– Если слово, то…

– Доброта. 

– Если чувство, то…

– Радость.

gardevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter