Культура денег начинает трансформироваться

Не в богатстве счастье

С позапрошлого века, пожалуй, ключевым треком развития человечества стала метрология. Плюс ее стандартизация, попытка внедрения универсальных методологий и подходов. Абстрактность с ее мистической незаконченностью и гибкостью контура загнана на задворки. Математик если не до конца, то в значительной степени убил в человеке лирика. Мы всё стараемся измерить, подчинить более-менее точной формуле, выразить магической цифрой, всё вокруг проиндексировать, уложить в как можно более четкие рамки моделей и статистических выкладок. Мы живем в оцифрованном пространстве. И через сравнение цифр в значительной степени судим об окружающей действительности. Точнее, даже не через цифры как весьма абстрактные величины, а их денежное выражение. При всей своей некоторой порой отвлеченности финансы являются более четкими, приземленными и понятными, чем чистая математика. Деньги (действительно гениальное изобретение) стали мерилом почти всех явлений и процессов — от счастья и благополучия до последствий катастроф и эпидемий. Гуманизм стыдливо спрятался в человеческом подсознании, стесняясь проявить свою иррациональность в укрепившейся денежной культуре. Правда, ни одна эпоха в человеческой цивилизации не длилась вечно. И что-то подсказывает, что культура денег постепенно подошла к своему закату. 


Много работать. Юлить, хитрить, сражаться и побеждать, рисковать, не жалеть здоровья, времени и сил, но добиться успеха, выраженного в кругленькой сумме на банковском счете или высокой капитализации акций и других активов. Эта формула достойной подражания биографии и судьбы лучше всего прижилась в англосаксонской культуре. И постепенно в тех или иных вариациях распространилась по всему белу свету. Нельзя отрицать: теория, не лишенная логики. В конце концов, человек — существо созидательное. А чем, кроме звонкой монеты, можно выразить результаты его деятельности? Благо деньги, как говорится, позволяют сравнивать стихи с прозой, музыку — с архитектурой, спорт — с научными достижениями. Не говоря уже про более тривиальные виды деятельности, такие как промышленность, строительство, и другую коммерцию. Итогом жизни становится цифра итогового заработка. Правда, для достижения этой цифры нередко приходится больше разрушить, чем построить. Благосостояния, несомненно, можно достигнуть трудом праведным. Но миллиардные барыши, как правило, совершенно не согласуются ни с одной религиозной моралью. Впрочем, в культуре денег духовное и материальное успешно разделяется, как церковь и государство в современном мире. Днем разоряешь какое-нибудь предприятие или отрасль (всегда можно прикрыться неоспоримым тезисом об эффективности), а вечером раздаешь бесплатный суп голодным — бывшим сотрудникам этого самого предприятия. Утрирую, но приблизительно такие алгоритмы правят миром уже лет этак 200. 

Денежная система координат, несомненно, обладает сильными сторонами. Но она далеко не безупречна. Тем более что денежная культура — производная фактически от англосаксонской цивилизации. И укладывается в формулу: всю жизнь упорно работать, копить и умереть богатым человеком. Такой алгоритм успешного жизненного пути несколько веков казался почти безусловным. По крайней мере, в западной цивилизации. Вместе с расширением империй в позапрошлом веке, глобализации в веке минувшем ценность денежной культуры распространялась по всему миру. И проникала в той или иной степени практически во все страны. И все же государства бросились в водоворот гонки за экономический рост, который в нашей современности является чуть ли не единственным мерилом благосостояния. Но вместе с выходом на международную арену других цивилизаций денежная система координат уже вызывает сомнения и подвергается ревизии. Не только в азиатских или африканских государствах, но, собственно говоря, даже в исконно западных странах. 

А всегда ли нужен экономический рост? И какой ценой он дается? Ведь стремясь зарабатывать на жизнь, главное не забыть пожить. И молодые европейцы уже несколько по-другому смотрят на карьеру, материальное благополучие. И уже в меньшей степени готовы положить лучшие годы жизни на алтарь банковского счета. У экономического роста любой ценой есть оборотная сторона медали — прежде всего экологическая составляющая. Какие бы человек ни применял новые технологии, они все равно влияют на окружающую среду. В большей или меньшей степени, но все равно на природные ландшафты деятельность человека никогда не оказывала благоприятного воздействия. И выдержит ли экология дальнейший рост? Очень сложный вопрос. И не только с точки зрения глобального потепления. Кроме выброса парниковых газов, существует еще много других деструктивных факторов. Например, загрязнение рек. Многие (если не все) европейские реки уже настолько загрязнены, что скоро около них стоять будет небезопасно. Не говоря уже о том, чтобы искупаться или, не дай бог, поудить рыбку. 

В Японии уже экономисты нет-нет да и высказывают мысль, что, возможно, не стоит беспокоится о росте. По уровню развития и материального благосостояния страна достигла того уровня, которого, возможно, и хотела. Зачем больше? В конфуцианской культуре на первом месте стоят не деньги (хотя их никто не отвергает), а долголетие и образование. Да и в западных странах все большее значение для людей имеет качество жизни в самом широком понимании этого слова, включая экологию, возможность качественно проводить досуг, встречаться с друзьями… Нельзя исключать, что не за горами то время, когда уровень жизни и благополучие государств будут оцениваться не по объему ВВП на душу населения в номинальном выражении или по паритету покупательской способности, а по каким-то другим индикаторам. Собственно говоря, они в том или ином виде уже существуют. Другой вопрос, что они пока не являются универсальными.
Однако не экономикой единой жив человек. Существует еще и морально-психологическая сторона бытия. И нельзя исключать, что цивилизация из чисто материалистического подхода качнется в сторону морально-этических ценностей и гуманизма в широком смысле этого слова. 
volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter