Как юридически защищены артисты и другие творческие работники от несчастных случаев в театрах и на киносъемках

Не убить лицедея

Реально ли добиться нулевого травматизма в индустрии развлечений

Несчастные случаи в индустрии развлечений, в частности на съемочных площадках и в театрах, увы, не редкость. Порой пострадавшими оказываются не только актеры, работающие в кадре, но и исполнители трюков, операторы, статисты, монтажники. В погоне за зрелищностью современные продюсеры и режиссеры частенько забывают о ценности человеческой жизни. Нередко к трагедии приводят некомпетентность и алчное желание сэкономить. Причем несчастные случаи происходят даже в таких передовых очагах культуры, как Голливуд и Большой театр России. Насколько надежно юридически защищены артисты и другие творческие работники?

Фото  БЕЛТА

В огне брода нет

На съемочной площадке режиссеры с амбициями всегда ратуют за «натуральность» в кадре. Порой их перфекционизм граничит с фанатизмом. Просят артистов прыгать со скалы в ледяную воду, как, например, Никита Михалков — молодого Константина Райкина в истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Или идти в кадр с настоящим уголовником, вооруженным ножом, а потом падать лицом в грязь, как велел Алексей Герман Андрею Миронову на съемках драмы «Мой друг Иван Лапшин». Того же Миронова Эльдар Рязанов уговорил повиснуть над бездной, ухватившись за край моста, — нужен был крупный план на съемках трюковой комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».

Наталья Вавилова однажды получила главную роль в картине «Николай Подвойский». Ее героиня должна была ездить верхом на лошади. Актриса добросовестно осваивала навыки верховой езды, два месяца тренировалась на ипподроме. Однако на съемках произошел несчастный случай. Вавиловой дали неподготовленного коня: едва она запрыгнула в седло, он тут же ее сбросил. При падении актриса получила серьезную травму позвоночника. Но самое страшное — Наталья была в положении. Ребенка, к сожалению, спасти не удалось. После этой трагедии Вавилова больше не смогла забеременеть. Стечение обстоятельств, судьба или расхлябанность организаторов съемки? Увы, как ни трактуй произошедшее, это не вернет Вавиловой здоровье.

Юридическая дремучесть

Председатель Белорусской гильдии актеров кино заслуженная артистка Беларуси Светлана Суховей считает, что многое в этом вопросе зависит от самих актеров, а безответственное отношение к собственному здоровью и безопасности — ментальное наследие из 1990-х, когда материальные причины были основной мотивацией для работы и творчества:

— Тогда договоры подписывали, даже не читая их. Радовались любому предложению и заработку. К сожалению, сегодня многие мои коллеги тоже не вникают в нюансы и обращаются за помощью в гильдию только тогда, когда уже что-то случилось. Нам все еще свойственна юридическая дремучесть. Я всегда говорю, что вопрос собственного здоровья и безопасности во время съемок надо обговаривать еще «на берегу» и вносить соответствующие пункты в договор с кинокомпанией. У меня вообще сегодня такое чувство, что многое приходится объяснять артистам заново. Когда у нас проводятся конференции, фестивали, круглые столы, они готовы обсуждать все, что угодно, кроме реальных профессиональных задач.

Светлана Суховей обращает внимание еще на один аспект проблемы:

— Порой в кураже актеры сами хотят выполнить трюки. Особенно это касается мужчин. У них иногда притупляется чувство опасности, бывает, их совершенно невозможно от этого отговорить. Так, например, погиб Евгений Урбанский на съемках фильма «Директор».

Шум за сценой

В свое время в театральной среде Минска много шума наделала история, произошедшая в Белорусском государственном молодежном театре. На репетиции спектакля «Ромео и Джульетта», который ставила Марина Дударева, рапирой повредили глаз артисту Игорю Фильченкову. Это, конечно же, сказалось на его зрении. Благо сегодня Фильченков успешно работает главным режиссером в Драматическом театре Белорусской армии.

— Травмы, полученные актерами, раньше старались не признавать производственными, — говорит артист Театра-студии киноактера Игорь Подливальчев. — Помню, на одной из репетиций актриса Анна Лаухина сломала руку. Руководство театра посчитало, что это произошло по ее невнимательности, ведь актрису никто не толкал, значит, это случайность. В Новом театре молодая актриса сильно ударилась лбом об опору сценической коробки. Всю вину тоже переложили на артистку. В театре имени Я. Купалы во время установки декораций спектакля «Князь Витовт» одна из них упала на монтировщика. Его госпитализировали, диагностировали сотрясение мозга. Но тогдашняя дирекция тоже договорилась с ним «полюбовно». Однажды артисты витебского театра имени Я. Коласа, возвращаясь за полночь после выездного спектакля, попали в аварию, в которой пострадала актриса Светлана Окружная. После этого Министерство культуры издало приказ, согласно которому все участники выездных спектаклей должны были возвращаться на базу до полуночи. Чтобы все гастроли по стране укладывались в одни сутки. Второй раз Окружная пострадала на гастролях театра в Минске: упала в незакрытую оркестровую яму.

По словам Игоря Подливальчева, как-то он стал свидетелем ЧП и на съемочной площадке проекта на военную тему. Декорация товарного вагона, в котором пленные «ехали» в Сибирь, держалась на трех рядах автомобильных покрышек. Во время съемок вагон раскачивали, чтобы создать иллюзию движения. И в какой-то момент его расшатали так сильно, что второй ярус нар внутри вагона обрушился на первый и придавил участников массовки. «Одному парню очень сильно повредили позвоночник», — вспоминает Подливальчев. Съемку тут же свернули. Опытный московский продюсер принял все меры, чтобы «замолчать» инцидент. Фамилию продюсера Подливальчев просил не называть: вдруг еще позовет сниматься?..

Свести риски к минимуму

Директор компании Belroskino Павел Гриценко считает, что сегодня актеры, каскадеры и исполнители трюков защищены как никогда:

— На самом деле никаких специальных норм здесь нет. Существуют общие нормы законодательства, регулирующие работу актера или исполнителя трюков на съемочной площадке. Помимо того что в нашем штате работают специалисты по охране труда, которые все время повышают свои знания, иногда фильм требует присутствия на площадке людей со специфическими навыками в какой-то области либо дополнительного специалиста, и тогда привлекаются внештатные работники. С актерами и исполнителями трюков мы сотрудничаем либо по срочному трудовому договору на время проведения работ по производству фильма, либо по гражданско-правовому. Что по первому, что по второму — юридическая защита одинаковая. По обоим договорам мы уплачиваем общие взносы в Белгосстрах за профессиональное страхование от несчастных случаев. Если произойдет производственная травма, будем действовать по инструкции. В этой ситуации создается специальная комиссия, призванная расследовать несчастный случай на производстве. Она и должна выяснить, есть ли вина работника или нанимателя в произошедшем. Будет ли выплачено страховое возмещение, зависит от результатов расследования. К счастью, в нашей работе таких случаев не было. На мой взгляд, сегодня все наниматели и кинокомпании заинтересованы в недопущении несчастных случаев, они стараются преду­смотреть и минимизировать все риски. Понятно, все преду­смотреть невозможно, и тем не менее. Если что-то случится, в киномире тут же разнесется: в этой компании не берегут актеров. Подобная антиреклама никому не нужна.

— Как часто приходится привлекать к работе внештатных специалистов по охране труда?

— Это связано в первую очередь со сложностью сцен. Когда идет производственный цикл, мы всегда знаем, на что обратить внимание перед съемкой. В кинопроизводстве каждая смена и каждая сцена разрабатываются отдельно. Здесь нет универсального мерила, которое определило бы: эта сцена более опасная, эта — менее. Сцена, в которой задействована большая массовка, — зона повышенной ответственности. Кроме того, нужно понимать, что участниками съемочного процесса являются не только актеры или каскадеры, но и режиссеры, операторы, вплоть до рабочих. Если один человек не может проконтролировать технику безопасности, дополнительно привлекаем специалистов.

Прощай, оружие!

Отдельного внимания, по словам Павла Гриценко, требуют от съемочной группы съемки сцен с оружием:

— Трагедия, которая произошла на съемочной площадке проекта «Ржавчина» американского актера и продюсера Алека Болдуина, когда погибла оператор Галина Хатчинс и пострадал режиссер Джоэл Соуса, у нас в принципе невозможна. Потому что у нас на балансе нет боевого оружия как такового. В съемках используется охолощенное. И чтобы получить его, надо пройти длительную процедуру и инструктаж. Есть несколько компаний, которые имеют на балансе охолощенное оружие и предоставляют его для съемок. Они же предоставляют и специалистов, которые занимаются доставкой такого оружия на съемочную площадку, следят за его сохранностью, проводят специальные инструктажи с членами съемочной группы. Есть требования к условиям хранения, определены правила перевозки. Если выезжаем с оружием на съемки, к примеру на натурную площадку в Смолевичский район, то обязаны уведомить Смолевичский РОВД. Заказываем специальный автомобиль для перевозки оружия, которое на договорной основе охраняет подразделение МВД. Если задерживаемся на съемках с ночевкой, оружие не остается на площадке, а передается на хранение в РОВД.

— Американцы просто не любят охолощенного оружия, поэтому у них везде на съемках используется боевое с холостым зарядом, — подключается к разговору постановщик трюков Александр Ситник из команды каскадеров DAREDEVIL stunt team. — Фишка в том, что, если в охолощенный пистолет зарядить боевой патрон, он просто не выстрелит. А в США такие случаи происходят. В 1993 году на съемках фильма «Ворон» застрелили актера Брэндона Ли, сына Брюса Ли. Говорили, что оружейники реально зарядили в оружие боевой патрон. Я всегда говорю: не надо забывать, что мы все-таки снимаем кино. Есть такие режиссеры, которым нужно обязательно показать в кадре дымящийся ствол, дать крупный план пистолета, как в случае с Болдуином. Это все глупости. Для любого реалистичного эффекта оператор всегда может найти выгодный ракурс. Еще у меня есть золотое правило: не важно, какой патрон в стволе, какое у тебя в руках оружие, все равно надо стрелять мимо. Даже холостой патрон на расстоянии 3—5 метров может серьезно навредить человеку. Странно, что на площадке у Болдуина у оператора и режиссера не было защиты на лице, мы всегда ее используем.

Фото  БЕЛТА

Профессия — трюкач

Не могу упустить возможность, чтобы не спросить у Александра Ситника, какие трюки сегодня считаются наиболее травмоопасными.

— Конечно же, это автотрюки: перевороты машин, имитация ДТП. Никогда не знаешь до конца, как поведет себя автомобиль: налетит на какую-нибудь кочку — и все полетит не туда. Автомобильные трюки — всегда отдельная история для съемок. Все зависит от бюджета: иногда специально закупают старые автомобили, недавно работали на проекте для Netflix — там переворачивали новую машину. Все зависит от бюджета. (Смеется.) Также к опасным трюкам я бы добавил работу на больших высотах, сцены с пиротехникой и огнем. 

Разумеется, если бы все можно было предсказать, такой профессии, как каскадер, просто не было бы. Кстати, с приходом компьютерных технологий работы меньше не стало. У нас одинаковое количество заказов от белорусских и зарубежных компаний. Правда, сегодня делаем трюки по-новому: перед тем как реализовать на площадке, сами их репетируем, тестируем и снимаем визуализацию. После этого показываем заказчику, и он согласовывает оставшиеся нюансы с нами. Любому трюку всегда предшествует большая подготовительная работа.

В нашей сфере работает много бывших спортсменов. Если человек пришел к нам из боевых искусств, я всегда советую ему быть универсальным исполнителем трюков, заниматься конным спортом и акробатикой. Чем больше умеешь — тем больше в нашей профессии зарабатываешь.

«Авось» и ныне там

В Беларуси сегодня созданы все условия для того, чтобы даже самые рискованные творческие проекты были реализованы без вреда для жизни и здоровья. Но всегда важно помнить и о личной ответственности за свое здоровье. Излишняя осторожность — не трусость, а мудрость. Ведь, если проанализировать, в основе многих трагедий (не придуманных сценаристами и драматургами, а реальных) — легкомыслие, халатность, пресловутый «авось». Любой труд должен облагораживать, а не убивать. Ради сомнительной минуты славы не стоит становиться открытой мишенью для несчастного случая.

Профсоюз начеку

Главный технический инспектор труда Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников культуры, информации, спорта и туризма Дмитрий Соколик отметил, что техническая инспекция труда проводит активную работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда: проверки, мониторинги, месячники безопасности, участие в работе различных комиссий по охране труда и расследовании несчастных случаев на производстве.

Кроме того, профсоюз способствует продвижению концепции Vision Zero («Нулевой травматизм»). В качестве базовой организации определено учреждение «Музей «Замковый комплекс «Мир». Техническая инспекция труда принимает участие в проведении Недели нулевого травматизма, работая в составе рейдовых групп Федерации профсоюзов Беларуси и проводя соответствующие мониторинги непосредственно в организациях.

По словам Дмитрия Соколика, в 2020 году в проф­союз поступила информация о 34 несчастных случаях в подопечных организациях. Среди причин произошедшего — личная неосторожность потерпевших при передвижении, непредсказуемое поведение животных, ДТП, поражение электротоком. Зафиксировано и получение травм в результате занятий профессиональной деятельностью, а также при выполнении обязанностей, не пре­дусмотренных трудовыми функциями потерпевших.

За девять месяцев 2021 года в профсоюз поступила информация о восьми несчастных случаях, подлежащих специальному расследованию: четыре смертельных и столько же с тяжелым исходом.

— Техническая инспекция труда, председатели проф­союзных комитетов и общественные инспектора по охране труда ведут работу, направленную на недопущение сокрытия несчастных случаев, ущемления прав потерпевших при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — подчеркнул Дмитрий Соколик.

К примеру, технический инспектор труда Гомельской областной организации профсоюза Алексей Федоренко в 2020 году принял участие в расследовании несчастного случая на производстве с летальным исходом, произошедшего с артистом во время выступления. К трагедии привело поражение электротоком. Сам Дмитрий Соколик сейчас задействован в расследовании несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего в августе 2021 года с работником одного из минских музеев (предполагаемая причина смерти — отравление углекислым газом).
Виктор ВАСИЛЬЕВ, председатель Белорусского союза кинематографистов:

— Мнения о причинах производственных травм в сфере культуры могут быть разные, но позиция нашего союза в этом вопросе однозначная: гнать с кинорынка в шею всех, кто не может обеспечить во время съемочного процесса безопасность актеров и других членов съемочных групп. Степень безответственности наших продюсеров порой поражает.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

Фото  pexels.com

♦ Советский артист Евгений Урбанский, известный по фильму «Чистое небо», не любил прибегать к помощи каскадеров и старался все трюки выполнять сам. В 1965 году он погиб, снимаясь в картине «Директор» Алексея Салтыкова. Съемки проходили в Узбекистане, в 40 километрах от Бухары.

 ♦ 5 мая 2002 года актер и режиссер Андрей Ростоцкий, выбирая места для съемок фильма «Моя граница» в гористой части окрестностей Сочи, сорвался с 30-метровой высоты со скалы у водопада Девичьи слезы и погиб.

♦ В 2018-м на съемках проекта «Ильинский рубеж» (вышел в прокат под названием «Подольские курсанты») студии «Военфильм» Игоря Угольникова погиб каскадер Олег Шилкин.

♦ В июле 2021 года в Москве на съемках фильма «Нюрнберг» режиссера Николая Лебедева с Сергеем Безруковым в главной роли упавшая декорация убила 55-летнего монтажника Евгения Степанова. Детали конструкции декораций при установке обвалились из-за нарушений правил безопасности.

♦ В октябре 2021-го 37-летний артист мимического ансамбля Евгений Кулеш погиб на сцене Большого театра России во время показа оперы «Садко»: он пошел не в ту сторону при спуске декорации.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter