Марк Мохорт, Павел и Никита Кругленя.
Магистрант БГТУ Марк Мохорт входит в лабораторию, включает свет — и помещение оживает. На полках — десятки трубочек, колб, мензурок. В разных углах комнаты что-то шкворчит, шипит, булькает — идут эксперименты. Сегодня химик работает в команде: близнецы Павел и Никита Круглени отвечают за наладку техники, а Марк следит за процессом исследований. Открытие лаборатории в вузе — инициатива одного из предприятий. Здесь завод в миниатюре: собрано оборудование, ориентированное на производство калийных удобрений. Наша страна занимает второе место в мире по производству хлористого калия, поэтому будущих специалистов из этой сферы надо учить на самых продвинутых аппаратах.
— Кадры для химического производства следует готовить с особой скрупулезностью, — подмечает проректор по учебной работе БГТУ Андрей Сакович.
— Зачем работодателю нанимать людей и переучивать их по нескольку месяцев под себя? Все больше крупных предприятий, как государственных, так и частных, выбирают другой путь — открывают для развития необходимых компетенций свои лаборатории на вузовских площадках.
А на крупных заводах тем временем работают филиалы университетских кафедр. Андрей Гаврилюк, заведующий кафедрой технологии неорганических веществ и общей химической технологии, объясняя важность цепочки вуз — заказчик кадров, берет в руки мел и выводит на доске формулу:
— Азот плюс водород равно аммиак. Элементарная реакция. И на бумаге выглядит просто. Но когда наши студенты приезжают на первую производственную практику и видят, что цех по производству аммиака размером с два футбольных поля, цепенеют.
Практикоориентированность — это про подготовку специалиста новой формации, который и в теории силен, и не теряется на рабочем месте.Андрей Сакович и Андрей Гаврилюк.
Спрос на инженеров-химиков высок. Сегодня одно из предприятий готово забрать целый выпуск. Но как удержать работников, особенно когда говорим о регионах?
— Должно сойтись несколько факторов, — рассуждает Марк Мохорт. — Важны личная мотивация, сплоченный коллектив — такой, в котором хочется творить, удовлетворенность от результата работы и зарплата. Заметьте, на каком месте у меня финансовый достаток. Далеко не на первом. Хотя толковый химик-технолог может неплохо зарабатывать.
Это раскрученный миф, что можно делать деньги только в IT. На крепком предприятии начальник смены может получить 4500 на руки. Не рядовой сотрудник, конечно, а штучный специалист. Но чтобы стать таким, точно нужно посещать лекции и не проходить мимо лабораторий.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Пищов, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:
— Мы проводим системную работу по повышению практикоориентированности образовательного процесса. У заказчиков кадров много преференций, начиная от формирования содержания обучения до участия в приемных комиссиях во время вступительной кампании. На предприятиях работают филиалы кафедр, где для студентов организуют занятия. Здесь же стажируется преподавательский состав, чтобы быть в курсе всех процессов. В плане подготовки кадров с высокими компетенциями хорошо зарекомендовали себя лаборатории предприятий на базе вузов. Студенты знакомятся с оборудованием, с которым предстоит работать на производстве. На высокотехнологичных предприятиях по всей стране создано 80 филиалов кафедр вузов. Тем временем в университетах совместно с ведущими мировыми компаниями работает 71 лаборатория и 10 образовательных центров. В прошлом году заключили более 550 договоров о сотрудничестве. Надо понимать, что такие площадки — не только про подготовку кадров, но и про научные открытия. Предприятие делает запрос, а университет на платформе лаборатории проводит исследования.
azanovich@sb.by