«Внутри была жуткая пустота…»
Александра, 18 летСтаж употребления – 6 лет
В ремиссии – 6 месяцев
Что бы я хотела сказать родным людей, у которых есть зависимость?
«Отпустите ситуацию и дайте ребенку самому прийти к выздоровлению. Как бы мои родители ни старались до меня достучаться, я их не понимала. И только сейчас начинаю осознавать истинное значение слов «мама» и «папа»
– Меня всегда окружали люди, которые употребляли алкоголь и наркотики. В 12 лет впервые попробовала спиртное. Однажды напилась до такого состояния, что очнулась в милиции. Этот случай можно считать точкой отсчета моей зависимости. Внутри была жуткая пустота, которую требовалось чем-то заполнить. На «помощь» пришли наркотики. С родителями отношения не складывались, друзей не было – только соупотребители. После 9-го класса поступила в художественный колледж, где учебу совмещала с употреблением наркотиков. Было сложно, но как-то продержалась до третьего курса и даже получила диплом. В родном городе оставаться больше не могла, поэтому переехала в Минск. Там познакомилась с компанией настоящих наркоманов. Подсела так, что не получалось обходиться без психотропного вещества ни минуты. Начались проблемы с психикой: страх, паника, навязчивые мысли. В какой-то момент оказалась на улице без средств к существованию. В поисках помощи позвонила маме. Она привела меня в «Центр здоровой молодежи». Пробовала сбежать оттуда, но вернулась. Полгода не употребляю. В центре наконец-то начала понимать, кто я есть на самом деле.
«Помню день, когда позвонил маме и попросил помощи»
Александр, 35 летСтаж употребления – 15 лет
В ремиссии – 4,5 месяца
Что бы я хотел сказать родным людей, у которых есть зависимость?
«Позвольте им упасть. Невозможно самостоятельно принять решение, когда на тебя давят со всех сторон. Пока мама решала мои проблемы, я о них вовсе не думал. Как только взял ответственность за свои поступки, жизнь начала меняться к лучшему»
– Наркотики впервые попробовал в 20 лет. Они очень быстро стали для меня сверхценностью. До этого был застенчивым, стеснительным, вечно не довольным своей внешностью. А вещества давали уверенность в себе, легкость в общении, ощущение свободы. С родителями отношения тоже не складывались. Они не понимали, что со мной происходит. Проблемы с законом не заставили себя долго ждать, провел в тюрьме четыре года. Когда вышел, попробовал начать новую жизнь. У меня была работа, любимая женщина, деньги – все, что должно быть у «правильного» мужчины. Но внутри – пустота. В итоге снова оказался в тюрьме. После отсидки попробовал новые наркотики – соли. Они буквально разрушили меня в эмоциональном и физическом плане. Помню день, когда позвонил маме и попросил помощи. Она отвезла меня в реабилитационный центр, мало-помалу начал выздоравливать. Но вскоре стал нарушать рекомендации и сорвался. Впал в жуткую депрессию. Я опустился на самое дно, но нашел в себе силы, чтобы оттолкнуться от него. В поисках помощи обратился в «Центр здоровой молодежи». Было сложно признать свою слабость, но я изо дня в день работаю над собой. Меня окружают люди, которые не дают опустить руки и сдаться. Думаю, если вселенная дала мне последний шанс, то я должен им воспользоваться.
«Они заставляли испытывать искусственное счастье»
Владимир, 33 годаСтаж употребления – 20 лет
В ремиссии – 11 месяцев
Что бы я хотел сказать тем, кто считает, что употреблять – это круто?
«Услышьте близких и откажитесь от собственного «я». Вселенная работает через других людей, только так она может до вас достучаться. Просто доверьтесь ей»
– Я вырос в неполной семье: отец не жил с нами, моим воспитанием занимались мама и бабушка. Самостоятельным стал очень быстро, в 17 лет переехал из деревни в большой город. Получил высшее образование, устроился на хорошую работу и стал зарабатывать неплохие деньги. Многое себе позволял, в том числе и наркотики. Понял, что благодаря им не только получаю удовольствие, но и перестаю испытывать внутреннюю боль. Тогда у меня как раз завершились первые серьезные отношения. С наркотиками было легче переносить разрыв: они заставляли испытывать искусственное счастье. В какой-то момент осознал, что сам позволил веществу изменить мою жизнь до неузнаваемости: нет ни друзей, ни работы, ни семьи. Какой-то сплошной замкнутый круг: тебе плохо – ты употребляешь, становится еще хуже – ты употребляешь. Но я до последнего отказывался поверить в то, что у меня проблемы. Просто доверился родным, которые уговаривали меня хотя бы попробовать измениться. В «Центре здоровой молодежи» пробыл три месяца и уехал. Сорвался. А в свой 33-й день рождения у меня отнялись ноги, не смог сходить за очередной дозой. Тогда подумал, что это знак, и вернулся в центр. Поначалу было тяжело, ведь меня лишили источника счастья. Но я научился черпать его из других ресурсов. У меня наладились отношения с родителями, и своим личным примером я вдохновляю других менять свою жизнь к лучшему.
«Я готова понести наказание»
Надежда, 32 годаСтаж употребления – 18 лет
В ремиссии – 3 месяца
Что бы я сказала тем, кто уверен, что может бросить в любой момент?
«Не нужно бояться просить помощи и – главное – не нужно бояться ее принимать»
– Свою трехлетнюю ремиссию прервала, вступив в отношения с соупотребителем. Он был замешан в торговле наркотиками, и мы оба оказались обвиняемыми по статье № 328 УК РБ. Мне грозит большой срок. До судебного разбирательства нахожусь в «Центре здоровой молодежи». Центр помогает мне держаться: здесь все друг друга поддерживают. Каждый день работаю над собой: веду дневник, общаюсь с психологом.
Понимаю, что мне предстоит отсидеть за решеткой большой срок, но я готова понести заслуженное наказание. Главное, чтобы время, проведенное в исправительном учреждении, пошло на пользу. Стремлюсь обрести душевный покой, чтобы выйти из тюрьмы полностью здоровым человеком.