Будущие пограничники вернули из безвестности имя еще одного героя

Не пропавший без вести

В Институте пограничной службы вот уже несколько лет ведется поисковая работа по установлению сведений о пограничниках, пропавших без вести в первых боях на границе в 1941 году. Волонтерский отряд курсантов 2‑го курса установил место расположения пограничной заставы в Метково на старой советско‑польской границе и нашел интересные подробности биографии ее политрука, уроженца Воронежской области Ивана Паринова. Его имя прозвучит на Боевом расчете пограничников в Брестской крепости, который пройдет 21 июня в 19 часов.

Участники поискового отряда Сергей Новицкий, Амалия Автухович, курсанты София Бондарь, Артем Чагаров, военнослужащий Арсений Латушко.

Тропой следопыта

Началом этой интересной истории поиска стала экскурсия в музей боевой славы Заславской средней школы № 2 имени М. К. Путейко, где собраны уникальные материалы о защитниках Заславля, Минска, 254‑й стрелковой дивизии, пограничниках 16‑го Дзержинского погранотряда. В ходе нее курсанты познакомились с руководителем по военно‑патриотическому воспитанию школы Сергеем Новицким, он и рассказал будущим офицерам границы о том, что в деревне Метково живет женщина, которая знает об одной из пограничных застав 15‑го Заславского, впоследствии 16‑го Дзержинского пограничного отряда. Выяснила эту информацию в ходе опроса местных старожилов участница военно‑патриотического клуба школы «Наследники» Амалия Автухович.

Мы очень загорелись этой темой, — рассказывает курсант 2‑го курса София Бондарь. Мой дедушка в годы войны воевал здесь, в Минской области, и мне, конечно же, хотелось найти новые сведения о тех событиях. Мы изучали документы, карты, схемы. Когда поехали в нашу первую поисковую экспедицию вместе с участниками военно‑патриотического клуба «Наследники» по известному уже адресу — к Софии Иосифовне Лавринович, бабушка действительно подтвердила, что до войны в Метково находилась застава, а в разговоре вспомнила: у ее родной сестры Ванды Пекарской на этой заставе служил родственник. Вот так неожиданно вышли на нашего героя.

Гостей в пограничной форме жительница деревни Новое Поле Минского района встретила как родных. В этом году ей исполнилось 89 лет, но бабушкой Ванду Пекарскую назвать невозможно — она очень активный, жизнерадостный человек.

Наш Ванечка

Иван Паринов, младший политрук 16‑го Дзержинского погранотряда.
  — Вот он, наш Ванечка Паринов, таким, в форме, он мне и запомнился, — пожилая женщина достала из альбома старую пожелтевшую от времени довоенную фотографию пограничника. — Лет пять мне, наверное, было — малая совсем, а помню, как он к нам домой приходил и угощал конфетами. Знаю, что политруком он был на заставе, очень такой видный, веселый, добрый, многим девушкам местным нравился. А он мою старшую сестру Марию очень полюбил. Накануне войны они и поженились. И уже перед самой войной у молодой пары родился сынишка Игорь.

Вспомнила Ванда Иосифовна и о том, как выглядела пограничная застава в Метково. Врезались навсегда в детскую память образ большого деревянного здания, вольеры с собаками, баня, а еще большой яблоневый сад. Он и сейчас здесь есть. Показала она курсантам и место, где стояла застава, подтвердив тем самым расчеты поисковой группы. На поле недалеко от дороги остались сейчас только небольшие остатки ее фундамента.

— В войну здесь тяжко было. Наш же первый дом и запалили, как немцы пришли, — продолжает свой рассказ сельчанка. — Мы прятались в погребе, там многие деревенские наши были. Погреб этот до сих пор стоит, такой крепкий оказался. Когда потом вышли оттуда — от деревни ничего почти и не осталось, вся сгорела.

Отец Ванды Иосифовны за лето слепил хатку из досок вокруг оставшейся печки, вот так семья и зимовала, практически на печке. Брат Ванды Иосифовны сразу ушел в партизанский отряд, да и сестра Мария держала связь с партизанами во время оккупации. А однажды к ним нагрянули полицаи.

— Где вы вашего Паринова прячете? — это же кто‑то из местных доложил в управу, что семья дружила с пограничниками, продолжает рассказ Ванда Иосифовна. — А как мы могли его прятать? Все пограничники после боя на заставе в Метково, да и в Новом Поле — там тоже застава была, — все они на Заславль и ушли, там и погибли. Их потом наши же местные в братской могиле всех и похоронили.

Ванда Пекарская с участниками поискового отряда.

Последний бой пограничников

Много раз после войны пыталась жена пограничника Мария Паринова найти хоть какие‑то подробности о его гибели. Отправляла запросы и получала неизменный ответ: «Младший политрук Паринов Иван Кириллович, 1916 года рождения, пропал без вести 23 июня 1941 года». Уже позже удалось восстановить по крупицам трагическую картину произошедшего на пограничных заставах под Заславлем, в основном по опросам очевидцев событий. Большинство документальных материалов 16‑го Дзержинского погранотряда и его исторический формуляр были утрачены в ходе боевых действий, поэтому до сих пор так сложно установить номер и место расположения застав в этих местах. Исследовательская работа в этом направлении еще не закончена.
Сегодня уже точно известно, что младший политрук 16‑го Дзержинского погранотряда Иван Паринов погиб в уличном бою при обороне города Заславля 27 июня 1941 года. В этот же день ближе к вечеру в отчаянной схватке с врагом пал смертью храбрых начальник 5‑й заставы лейтенант Михаил Трегубов, возглавлявший в течение трех суток оборону военного склада № 11 войск НКВД с техникой и боеприпасами. 

На этом объекте хранились огромные запасы боеприпасов и ГСМ, которые не только использовались в боях за Заславль, но и передавались 100‑й стрелковой дивизии Ивана Руссиянова, оборонявшейся в районе Острошицкого Городка.

К утру 28 июня в районе склада сражались все, кто остался в строю: работники оружейной мастерской, остатки пограничников, партийный и комсомольский актив Заславля, имевшие всего одну пушку. Когда силы были на исходе, защитники подожгли и взорвали остатки склада.

Потомки героя

— До самой своей смерти сестра Мария и ее сын Игорь на братскую могилу приезжали в Заславль, чтобы цветы положить, — вытирает от нахлынувших воспоминаний слезы Ванда Иосифовна. — Всю жизнь она своего Ванечку любила, все просила рядом с ним ее похоронить. Вот ведь как судьба сложилась, жить им вместе довелось всего два годочка. Война эта проклятая все и погубила.

Поисковый отряд института разыскал внуков Ивана Паринова: Наталью Маковскую, Ирину Антоненко, Александра Паринова. Они живут сегодня в Минске. На встречу с будущими офицерами границы в Институте пограничной службы весной этого года Ирина Игоревна Антоненко привезла уникальные фотографии и единственный уцелевший в годы войны документ — свидетельство о рождении Ивана Паринова. Благодаря ему удалось сделать соответствующие запросы в военкомат по месту призыва, Центральный пограничный архив ФСБ России и установить контакты его родственников. Курсанты написали письмо главе Артюшкинского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области и очень быстро получили ответ с данными всех родных Ивана Кирилловича и их контактами.
На связь с поисковым отрядом вышла племянница пограничника Лидия Чернявская. В очень эмоциональном разговоре по телефону выяснилось, что у Ивана Паринова был брат Григорий и сестра Ульяна. Сама семья Париновых очень большая, и она помнит об Иване Кирилловиче. А теперь уже и точно знает о том, где он похоронен в Беларуси. Информация о месте его захоронения будет направлена и на интернет‑портал «Память народа».

— За девять лет существования нашего молодежно‑патриотического проекта «Мужеством своим в бессмертие шагнувшим» удалось установить несколько биографий погибших пограничников, найти их родственников, — рассказывает старший офицер Института пограничной службы Татьяна Габец.В этом году курсанты нашего института на Боевом расчете встанут в строй с портретом защитника Заславля младшего полит­рука 16‑го Дзержинского пограничного отряда Ивана Паринова. Благодаря работе волонтерского отряда 2‑го курса Института пограничной службы, военно‑патриотического клуба Заславской средней школы № 2 «Наследники» удалось установить местоположение пограничной заставы в Метково, на которой офицер‑пограничник начинал служить еще до войны, но самое главное — мы вернули его из списка пропавших без вести. Ждем с нетерпением его родственников в Брестскую крепость на нашу акцию «Боевой расчет». Это наша маленькая победа и наш вклад в сохранение исторической памяти о героях Великой Отечественной войны.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter