Анастасия Омелящик.
Рейтинг решает
Совсем скоро Анастасия Омелящик войдет в класс не только в статусе молодого специалиста, но и первого учителя. В Белорусском государственном педагогическом университете она одна из лучших студентов на курсе: средний балл — 9,34, стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи и одаренных учащихся и студентов. Любая школа или гимназия рада видеть ее. Но инициативная студентка возвращается на малую родину:— Меня приглашали в столицу, в замечательную школу, но ответила отказом. Можете удивляться, но еще на момент поступления знала, что вернусь домой. Я родом из агрогородка Маревиль Березовского района. До сих пор это место моей силы. Поэтому распределением в Березовскую начальную школу довольна на сто процентов — еду в свой район.А выпускница МГЛУ Рената Жмайлик родом из Ивацевичей, но, наоборот, хотела остаться в столице:
— На последних курсах студенты максимально сосредоточены на поисках будущего места работы. Многие, кстати, находили вариант во время производственной и преддипломной практики. Надо отдать должное, администрация вуза старается помочь в этом вопросе. В мессенджере даже создали группу, где публиковались все заявки от заказчиков кадров, поступающие в университет. Своего работодателя я нашла именно таким образом — пойду на «Камволь».
Ректор МГЛУ Наталья Лаптева уточняет, как проходит процесс распределения. Все студенты к концу обучения получают рейтинговый балл. Он складывается из достижений в образовательной деятельности студента и его участия в общественной работе. Первые в списках, безусловно, получают преимущество: могут претендовать на удовлетворение именной заявки, которую они предоставляют от заказчика кадров.
Наталья Лаптева.
— Задача комиссии проверить, чтобы выпускника приняли на работу в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией, — объясняет Наталья Лаптева. — При распределении семейных пар стараемся подбирать первое рабочее место по месту жительства молодой семьи. Не могу не отметить, что растет количество студентов, которые с удовольствием отправляются работать в родные регионы. По наблюдениям этого года, таких ребят стало значительно больше, причем это выпускники с хорошим уровнем владения иностранными языками, с отличной профессиональной подготовкой.
Оказать поддержку
В БГУ отмечают, что количество запросов от платников помочь в распределении увеличилось. До недавних пор студенты, родители воспринимали отработку как негативное явление. Но мышление постепенно меняется. Эльвира Холод, выпускница платного отделения факультета географии и геоинформатики БГУ, выразила инициативу работать по распределению в НПЦ по геологии:Эльвира Холод.
— Гарантированное распределение, считаю, отличная поддержка для молодежи. Найти работу без опыта сложно — за плечами у меня полгода поисков. Были моменты, когда опускались руки. Но не менее важно, что вместе с распределением ты получаешь бонусы молодого специалиста.
Ректор университета Андрей Король рассказывает, что о преимуществах распределения студентам стали объяснять буквально с первых курсов:
Андрей Король.
— Эффект есть: ребята начинают ценить получение первого рабочего места, особенно с учетом того, что не все имеют должный для этого практический опыт. Сегодняшние выпускники осознают и преференции. А их немало: они получают поддержку в виде подъемных, надбавки к окладу, возможность стать на очередь на жилье.Кстати, востребованность специалистов тоже ежегодно меняется, обращает внимание Андрей Король. В этом году увеличился запрос от учреждений образования, редакций, правовых организаций, IT‑компаний.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Пищов, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:
— В этом году распределяются более 18 тысяч специалистов с высшим образованием, такое же количество — со средним специальным и более 19 тысяч — с профессионально‑техническим. Большинство из них приступят к работе по распределению 1 августа, а примерно 15 августа к ним присоединятся и новоиспеченные педагоги. В нашей стране практически стопроцентное распределение — все выпускники, обучавшиеся за счет средств бюджета на дневной форме получения образования, которые еще не имеют профессионального опыта, получают гарантированное рабочее место. Главный тренд последних лет: усиление роли заказчиков кадров в этом процессе. Яркий пример: на едином дне открытых дверей в вузах страны поучаствовали более 900 организаций‑работодателей. Им сегодня созданы условия для максимального вовлечения в учебный процесс — начиная от организации практики до помощи в выборе тем дипломных проектов. Поэтому у ответственных, целеустремленных студентов есть все шансы заявить о себе и уже во время учебы развивать те компетенции и навыки, которые им пригодятся на конкретном производстве. Право выбрать место распределения из списка предложенных комиссией вакансий предоставляется выпускникам, включенным в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи. Остальные распределяются в соответствии с успеваемостью, активным участием в научной и общественной жизни. Но большинство находит своего работодателя задолго до распределения. К слову, в прошлом году около 2000 платников обратились за помощью в поисках первого рабочего места.
azanovich@sb.by