Задумки Юлия держит при себе, чтоб не сглазили. Мастера — народ суеверный.
— Мне всегда нравилась работа творческая, — рассказывает мастер. — По специальности мы с мужем Антоном педагоги. У нас растут трое деток. Когда я была в отпуске по уходу за ребенком, подрабатывала — занималась оформлением свадеб. Делала композиции из цветов, драпировки, шила банты, даже изготавливала металлические конструкции. Когда закончился декретный отпуск, какое‑то время работала на частном предприятии, но поняла — это не мое. Стала искать работу через службу занятости, и там посоветовали, пока найдется вакансия по моей специальности, не терять времени и заняться ремесленничеством.
Юлия прошла обучение по бизнес‑планированию в службе занятости. А как‑то незадолго до этого ей бросились в глаза изделия из эпоксидной смолы. Увидела и тут же решила попробовать освоить эту технику. Успешно защитив бизнес‑план, получила от службы занятости субсидию для начала ремесленной деятельности — в сельской местности она составляет 15 бюджетов прожиточного минимума. На август прошлого года, когда Юлия начинала работать, это было 4251 рубль 90 копеек. За полученные деньги начинающему мастеру удалось сразу купить крупную партию смолы у белорусских поставщиков с внушительной скидкой. Еще пришлось приобрести отвердитель, красители‑пигменты и, конечно, силиконовые формы — молды.
Училась методом проб и ошибок. Для начала нужно было узнать «характер» смолы. Она ведь бывает разной вязкости, часто для изготовления украшения, сувенира или нужной в хозяйстве вещи нужно смешать несколько ее видов. А чтобы яркие, красочные подставки, тарелки, подстаканники хорошо застывали, в помещении, где работает мастер, надо поддерживать определенные температуру и влажность. Иначе появится много пузырьков, которые придется «выгонять» газовой горелкой. И как ни старайся, никогда не получится два абсолютно одинаковых изделия — каждое эксклюзивно, в единственном экземпляре. Что еще? В работе со смолой требуются очень точные весы — компоненты нужно взвешивать до миллиграмма, соблюдать пропорции. Сделаешь ошибку, и изделие никогда до конца не высохнет, так и останется липким и влажным. А некоторые вещи (к примеру, подставки под горячее) нужно покрывать еще и защитным слоем, чтобы не деформировались от высоких температур. Кстати, смола и отвердители, пока застынут, довольно токсичны. Приходится работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Со временем Юлия поняла, что она должна найти именно свою смолу, с которой будет удобно работать. Уже перепробовала многие виды, в основном от местных поставщиков, теперь планирует начать закупать и в Москве, Питере.
Из смолы можно делать очень многое: бижутерию, часы и сумки с деревянными элементами, даже столешницы. Юлия пока специализируется на тарелках, досках, подстаканниках. А из остатков заготовленного материала получаются очень симпатичные брелочки. Наполнение в изделиях из смолы бывает разным: мох, шишки, цветные стеклышки — все, на что хватает фантазии. Юлия не делает эскизов своих будущих работ на бумаге, держит все в голове, у нее хорошее пространственное мышление. Заранее продумывает, в какой последовательности будет заливать цвета. Дело кропотливое, изготовление каждой партии изделий, подготовка к продаже занимают не меньше недели.
Готовые работы нужно оформить, упаковать, доставить заказчику. За клиентами в интернет не «ходит». Заказчиков хватает: знакомые, родственники и знакомые знакомых. Красивые, уникальные вещи быстро находят ценителей. Работает обычно под заказ, но на всякий случай держит в доме несколько сувениров и полезных вещей из смолы в запасе — вдруг кому‑то срочно понадобится на подарок.
Вскоре после того, как Юлия освоила свое ремесло, ей предложили работу воспитателя в группе продленного дня. Это ничуть не мешает «смоляному» творчеству. Напротив, говорит, что придумала что‑то грандиозное — такое, чего еще никто не делает. Скорее всего, ей даже понадобится помощь мужа. И если все получится, будут выходить со своим ноу‑хау на российские рынки. Но пока задумки Юлия держит при себе, чтоб не сглазили, ведь мастера — народ суеверный.
Арифметика Юлии Клименковой
В месяц мастер закупает около 10 кг смолы. Это обходится в 500—700 белорусских рублей. Смола продается в комплекте с отвердителем.На одно изделие в среднем идет 30—40 граммов материала (брелоки делаются из отходов). Стоимость изделий: подстаканник — 7—15 белорусских рублей, брелок — 2—5, поднос — 15—20, тарелка — 20—30 рублей.
mendeleva@sb.by