Поговорим начистоту
Первая неделя марта для инспекторов Минприроды выдалась жаркой: не успела весна вступить в свои права, как дачники скопом отправились преображать участки. Старые пленки от теплиц, обрезанные ветки яблонь и вишен, рассада, доски и бревна — все это «украшает» тропинки вдоль лесов.
— Пристоличные районы — горячая точка в плане несанкционированных свалок, — признается Наталья Кудырко, заместитель председателя Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Договоры на вывоз мусора люди заключать не спешат, а куда его девать? Естественно, в лес. Бывают вовсе уникальные случаи: люди сначала мусорят, а потом пишут нам жалобы, мол, почему не следите за чистотой и не убираете?
Первую свалку долго искать не пришлось: проехав пару километров по трассе М-1, сворачиваем на Смолевичское шоссе. Буйство красок, мягко говоря, впечатляет: стеклянные и пластиковые бутылки, мешки от цемента и угля, одноразовая посуда и горшки для цветов — кто-то, видимо, провел хорошую ревизию дома. Но как опознать нарушителя и кто должен это все убирать?
— Здесь два варианта: либо мы находим «автора» и привлекаем его к ответственности, либо оставляем предписание землепользователю (в данном случае это сельскохозяйственное предприятие). Нередко люди сами дают нам подсказки: на свалках находим чеки, квитанции, старые документы. Тогда вызываем человека по повестке и ведем административный процесс. Штрафы, надо сказать, немаленькие: от 5 до 50 базовых величин (от 127,5 до 1275 рублей). Но при смягчающих обстоятельствах выносим предупреждение: если человек полностью осознал вину и устранил нарушение.
Помогают найти нарушителей и фотоловушки, установленные на въезде и в тех местах, где массово выбрасывают мусор.
Одной свалкой мы, естественно, не ограничились: из горы шифера, сайдинга и утеплителя, хаотично сложенных возле леса в деревне Грива, можно построить дом, а технику в него привезти со свалки в деревне Драчково: здесь и дедовский черно-белый телевизор, и стиральная машинка времен СССР. Не стесняются люди оставлять мусор возле кладбищ: венки, искусственные цветы и стеклянные лампады складируются неделями.
Наталья Валерьевна фотографирует «место преступления» и отправляет коллегам геолокацию — уже завтра мусора здесь не будет. Попутно объясняет:
— Свалки мы не культивируем, не ходим вокруг них и не ждем, пока в виновнике проснется совесть и он вернется убрать за собой. У нас все четко: выявляем, составляем требование, устраняем. Нам еще очень помогают местные жители. Например, работники сельсоветов создают чаты в мессенджерах и приглашают в них наших инспекторов, такие группы есть среди жителей Сенницы, Боровлян, Заславля. Это очень удобно: людям не нужно ждать, пока в установленном порядке рассмотрят их жалобу; они пишут в чат, а наши сотрудники решают проблему.
Хорошая динамика
К рейду присоединяется Александр Миронович, директор Боровлянского спецлесхоза. На прилегающей к нему территории располагается более 300 садовых товариществ. К сожалению, далеко не все дачники доносят мусор до контейнера. Специалист уверен: убедить людей убирать за собой может только наказание рублем.
— Я считаю, нужно ужесточать нормативы и никогда не выносить предупреждение. Пока человек не заплатит хотя бы 5 рублей, он не поймет, что виноват. А вот если ему дадут штраф 200 рублей за ведро мусора, в следующий раз подумает, не проще ли собрать в пакет и донести до урны.
Старые пленки от теплиц, обрезанные ветки яблонь и вишен, рассада, доски и бревна — все это «украшает» тропинки вдоль лесов.
Александр Миронович вспоминает, что в 2016 году, когда лесхоз только создавался, мусора было в разы больше и вывозить его приходилось огромными самосвалами:
— Сегодня же лес поделен на «квадраты» по 100—300 га, каждый день лесники и их помощники обходят эту территорию. Техники для уборки у нас достаточно, но если в один день выбросили несколько кубометров отходов и в Острошицком Городке, и в Ратомке, то на уборку тратится больше времени: мусоровозов на всех не напасешься. Для примера: в прошлом году мы вывезли на полигоны 3916 кубометров отходов, эта цифра почти в два раза меньше, чем, скажем, три года назад.
Ловушка для нарушителя
Вот и сегодня лесники не отдыхают: на днях кто-то из дачников хорошенько проредил свой сад — выбросил пару яблонь, кусты смородины и ежевики, а еще — много старых веток. Александр Миронович приводит удивительную статистику: в 8 из 10 случаев нарушителей ловят с поличным — прямо в момент, когда они выбрасывают мусор. С ними долго не церемонятся — составляют протокол, выписывают штраф.
— За прошлый год было 45 протоколов за загрязнение леса, еще 26 — за нарушение правил пожарной безопасности. Кстати, мусор большой угрозы не несет, он сам по себе не загорается — поджигают его люди в попытке навести порядок. Кинули спичку и ушли — отсюда и пожары. А отговорки у них одинаковые: «первый раз выбросил», «никогда такого не делал», «всю жизнь убирал, а тут так получилось». Но раскаиваются рано или поздно все: некоторым стыдно становится сразу, а те, кто понаглее, извиняются, уже когда подписывают протокол.
Помогают лесникам и фотоловушки, установленные на въезде и в тех местах, где массово выбрасывают мусор. Но на одном дереве они долго не задерживаются: лесники устанавливают аппарат на неделю-две, а потом меняют местоположение. Чаще нарушителя идентифицируют по номерам машины: специалисты делают запрос в МВД и получают нужные данные. Дальше повестка, административный процесс, который порой доходит до суда. Все это наталкивает на одну мысль: проще довезти мусор до контейнера, чем оставлять его где попало. Ведь все тайное рано или поздно становится явным.
ЦИФРА
Всего в стране в прошлом году выявлено 12 588 фактов размещения отходов вне санкционированных мест. А в Минской области — 1721 несанкционированное место (стихийная свалка) складирования отходов различных видов.
glushko@sb.by