Классическое часовое дело постепенно умирает. Если раньше мастера неистово трудились, ремонтируя часы с утра до глубокого вечера, то с появлением различных гаджетов с функцией времени массовая потребность в удобной вещице резко пошла на спад. Сейчас часы, скорее, стали стильным аксессуаром, демонстрируя статус владельца, его достаток и вкус. Чем бы ни служили часы, стрелки их рано или поздно останавливаются. Пружинка ослабла, шестеренка стерлась, заводной механизм забарахлил... В начале августа Дементий Кривенко отметил 38-летие в профессии. Он ремонтирует наручные и карманные, крупногабаритные, настенные и настольные часы.
Дементий КРИВЕНКО 38 лет занимается ремонтом часов
Насиженное место
История мастерской, которую предприниматель арендует с 2000 года, началась еще в 1974-м. Дух времени в ней передают запах старины и библиотечная тишина, прерываемая боем десятка часов. Даже «кукушка» дает о себе знать и иногда собирает жалобы от соседей сверху. Дементий распределился сюда в 1980 году после полугодового обучения на заводе «Рембыттехника», которому и принадлежала гарантийная мастерская.
В 1991 году наш герой и еще три часовых мастера создали кооператив и отделились от завода с правом аренды помещения, а также выкупили по остаточной стоимости диагностическое оборудование, вольтметр и инструменты. Кстати, новый прибор проверки частоты хода для механических часов, с помощью которого проверяется их точность, в советское время стоил больше 200 рублей в современном эквиваленте. Кредит предприятию понадобился только на оборотные средства, для закупки запчастей, его выплатили за полгода.
Последние из рода часовых
Бизнес по ремонту часов затерялся на фоне появления мобильных телефонов. Мастера уходили из сферы. В мастерской в 2000 году остался только Дементий и оформился индивидуальным предпринимателем. Сегодня в стране нет ни одного училища, где обучают часовщиков. Можно лишь пойти на стажировку в фирменные магазины либо напроситься учеником к мастеру. Предприниматель учил семь человек. Из них в профессии остался только один.
Стандартные поломки и неисправности в часах сегодня на раз-два чинят в сервисных пунктах на вокзале, в подземных переходах и универмагах. «Мастерские в Минске зачастую боятся работать с дорогими часами и отсылают клиентов ко мне, — рассказывает мастер. — В сложном ремонте конкуренции у меня нет благодаря почти сорокалетнему опыту».
В часовом деле спешить нельзя. На замену батарейки уходит примерно семь минут, а над непростыми поломками можно просидеть больше недели, особенно если часы некачественные и от недобросовестного производителя. Мастер, конечно, может сделать быстро и качественно, но, по его словам, лучше отложить назавтра, чем совершить ошибку и принимать часы повторно.
Курс на прошлое
Предприниматель заметил всплеск моды на часы в 2016 году. Люди доставали с полок запылившиеся часики и приходили на ремонт со словами «чего-то не хватает на руке». Так, например, недавно мастеру принесли в мешочке старую разобранную «Ракету», в которой не хватало половины запчастей. За такую услугу клиент отдает в среднем 70 рублей и соглашается в том случае, если часы очень дороги как память или символ.
В этом году популярными стали настенные часы с боем, старинные и антикварные, и чем старше, тем дороже ремонт. К примеру, если часам больше 100 лет, ремонт стоит, в зависимости от поломки, около 200 рублей. Хотя точный ценник определить невозможно: многое зависит от возраста «пациента», «болезни». За услугой по ремонту чисто механических часов заходят максимум раз в неделю. Сейчас в моде кварцевые. Замена батарейки в них необходима каждые 1,5—2 года. Реже меняются детали, делается профилактика — промывка, чистка, смазка.
Многим часы дороги как память или символ
Тысяча мелочей
Если сейчас открывать часовую мастерскую, можно потратить до 10 тысяч рублей только на самые необходимые инструменты и оборудование. Десять видов отверток, 5—6 пинцетов, держатели для часов, столы для ремонта, диагностические приборы, специальный фен, механическая и звуковая мойка... Полный список длинный и объемный. Три года назад мастер приобрел увеличительные стекла за 195 рублей. Задумывается о покупке прибора для проверки герметичности часов, но сейчас он стоит больше двух тысяч рублей. «Довольно часто обращаются в ремонт с проблемой: в наручные часы попала вода», — делится наблюдениями мастер».
Запчасти у поставщика он заказывает по мере надобности. Поштучно для редких и специально для определенных часов, оптом, когда заканчиваются, самые востребованные расходники. Например, батарейки. Для механических часов нужны штифты, головки, стрелки, циферблаты, маятник в сборе, узел, балансы, анкерная вилка. Для электронных моделей в запасе лежат индикаторы и платы, для кварцевых — батарейки, шаговые механизмы, колесики, прижимки, стекла, катушка для механизмов. Последняя ставится между платой и колесами, и ее часто рвут, когда пытаются самостоятельно заменить батарейку.
Непрогнозируемые клиенты
Раньше потребность в ремонте часов у людей зависела от аванса, зарплаты, пенсии. Сейчас поток клиентов хаотичен и не привязан к доходным дням. Без работы можно просидеть целый день, а за час до закрытия начинается поломничество. В понедельник в первой половине дня бывает большой наплыв посетителей. Приходят люди, которые сломали свои часы во время выходных.
Сейчас в часах появляется множество опций: они показывают не только часы и минуты, но день недели, месяц, фазы луны... Есть модели со встроенным компасом и другими неожиданными функциями. И прежде чем браться за починку, иной раз приходится крепко подумать, удастся ли раздобыть нужные запчасти. Мастерскую однажды посетил теннисист Максим Мирный с очень дорогими фирменными часами, подаренными ему на турнире. Даже в таких, оказалось, встречаются редкие, но дефекты — переводное колесо, которое работает с датой, было неисправно. С качественными часами мастеру работать приятно, легко и удобно, их конструкция продумана до совершенства. В китайских же репликах с каждым годом все сложнее разобраться.
Мастерскую большинство клиентов знают еще с советских времен и заходят по привычке, однако есть и такие, как говорит владелец, кто каждый день проходит мимо и не замечает. Обозначить местоположение помогла электронная бегущая строка. С рекламой помогает родственник мастера — делает фотографии для социальной сети. Предприниматель считает, что на его век работы еще хватит. Открывать дело по ремонту часов не советует из-за трудоемкости.
Вероника МАЛЫЩИЦ
malyshchyts@sb.by
Почему открывать мастерскую по ремонту часов сейчас невыгодно
Не думай о секундах свысока
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.