Завершаются работы в поле. Приходит пора заготовок лесных даров.
Это в городе растительный и животный мир представлен каскадными клумбами, газонной травкой и разбалованными домашними питомцами. А взглянув на карту Беларуси со знаками «медведь», «рысь», «волк», «заяц», «пуща», «заповедник», «бор», понимаешь, что все еще жив Великий Лес. Он был до нас и будет после. Глубока и мудра пословица: «Не было нас — быў ляс, i не будзе нас — будзе ляс». Как скалы, как горы, он противостоит времени.
У каждого в памяти свой лес. Даже не замечаем, как мы обязаны ему. Он — то пространство, в которое мы внедряемся, стремясь взять, сорвать, собрать. Мы утратили то, что было испокон веков, — глубокое уважение, ощущение значимости и величия леса. Подземный мир, его удивительные химические лаборатории, которые, несмотря на все наши старания, создают почву, что дарит нам подарки в виде полезных дикоросов. Средний и верхний миры со всем их населением. Лес может быть и добрым, и враждебным одновременно.
Лес был пристанищем для партизан в Великую Отечественную. Знаю от отца, что он спасался от цинги черемшой и отварами из еловых иголок, обострял зрение черникой перед выходом в разведку. Предупреждал о приближении немцев уханьем филина. «Ой, бярозы ды сосны, партызанскiя сёстры...»
В нашей традиции каждое дерево имеет свою символику: ель укрывала лапками от погони Богородицу, срезанный прут орешника был посохом в руках уставшего Христа. Именно поэтому в них никогда не ударяет молния. Они благословенны.Лучше не вредить его величеству лесу, а жить с ним в согласии.