Белорусский малый бизнес активно интересуется концепциями франшиз, которые можно принести в регионы. Об этом заявила председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева в ходе проходящей в Минске отраслевой выставки индустрии гостеприимства и общественного питания HoReCa. RetailTech.
— Приход 2-3 года назад крупных международных сетей, в первую очередь фастфуда, а также розничных сетей повысил популярность франчайзинга в нашей стране, — сообщила она. — Микропредприятия и индивидуальные предприниматели активно интересуются концепциями, которые способны работать в белорусских регионах. Параллельно развивается инфраструктура: появляются надлежащие торговые объекты. Кроме того, запущено несколько программ кредитования.
В ассоциации недавно сделали выборку наиболее востребованных франшиз в регионах Беларуси.
— По количеству открытых точек лидируют объекты по продаже кондитерских изделий, — констатировала Ольга Леонтьева. — В конце прошлого года запустили свои проекты крупные белорусские производители «Коммунарка» и «Красный пищевик», в течение года первый открыл в разных городах Беларуси чуть меньше 20 франчайзинговых объектов, второй — около 30. Кроме того, с аналогичным предложением вышел производитель пряников из Гродненской области. В успешных объектах, как правило, вложенные в открытие инвестиции в размере 5-8 тысяч долларов окупаются за 6-8 месяцев. В ряде случаев в небольших городах работа таких точек идет более успешно, чем в Минске. Мы связываем это с отсутствием конкуренции и с простотой вхождения в известный бизнес.
По словам специалиста, на втором месте по популярности – розничная торговля товарами для детей, на третьем – услуги для детей. Далее следуют объекты общепита и услуги в сфере красоты и здоровья.
Глава ассоциации «Белфранчайзинг» обратила внимание, что в течение последних 3—4 лет бизнесмены в нашей стране активно открывали кофейни по франшизам, предлагающие напиток навынос. Сейчас таких точек много, а потому их рентабельность падает, и данные сети продолжают работать без дальнейшего развития. Зато сегодня в топе по популярности франшизы городских кафе-пиццерий и кальянных, демонстрирующие хорошую рентабельность.
Ольга Леонтьева также проинформировала, что в регионах самый большой спрос – на белорусские франшизы:
— Еще 3-4 года назад, когда к нам в ассоциацию приходил запрос, например, на кофейню, мы были вынуждены искать сети, которые развиваются и показывают успех, предлагать нашим бизнесменам разработать франшизы. Ведь даже российские концепции не всегда удовлетворяют отечественных предпринимателей: этот бизнес требует определенной адаптации к белорусским условиям. Между тем соблюдение нюансов нашего законодательства – сфера ответственности предпринимателя.