Профессор-инфекционист Дмитрий Данилов: «Несмотря на напряженность пандемии, мы должны оставаться оптимистами»

Найти силы и дойти до конца

Массовая вакцинация в нашей стране идет параллельно с третьей волной. Прививаться или подождать? Такой вопрос даже не стоит у врачей, которые по нескольку часов не покидают палаты тяжелых пациентов и сострадают их мучениям. Не должен он возникать и у нас, ведь медики давно предупреждали: только эффективная вакцина способна остановить вирус. Насколько он опасен сегодня и что поможет еще сильнее укрепить иммунитет, мы узнали у профессора кафедры инфекционных болезней ­БГМУ Дмитрия Данилова.


— Недавно министр здравоохранения сказал, что третья волна в самом разгаре и ситуация с ней непростая — количество тяжелых больных даже больше, чем осенью. Вы только что вышли из красной зоны реанимации — как обстановка?

— Обстановка контролируемая, но при этом не позволяет расслабляться. Тяжелых пациентов действительно много, они требуют дополнительного внимания и кропотливого выполнения клинического протокола. Опыт, который мы наработали в течение пандемии, сегодня важен как никогда. Я уже говорил вам, что коронавирус для медработников, да и для всех людей, стал марафоном — это утомляет, выбивает из колеи. Но усталость не должна отражаться на пациентах: важно найти силы, стиснуть зубы и доработать до победного конца. Когда он наступит? Пока говорить об этом не готов.

— Эпидемиологи сообщили о распространении белорусского штамма коронавируса. Вы заметили какое-то отличие в клинической картине?

— Ни у кого не должно вызывать панику появление новых изолятов вируса — этот процесс неизбежен. Со временем вариантов будет все больше, но базовые механизмы ведения пациентов останутся такими же. Что уникального в третьей волне?

Могу точно сказать, что коронавирус помолодел — порой даже у 30-летних инфекция протекает крайне тяжело. Еще одна особенность: COVID-19 начал избирательно «поражать» тех, кто с ним еще не встречался.

Учитывая, что общее количество заболевших и правда уменьшилось, мы должны сконцентрироваться на пациентах из групп риска и оказывать им помощь на упреждение.

— При всем при этом мы расслабились: даже в аптеках порой закрывают глаза на то, что человек без маски, что уж говорить о торговых центрах, магазинах…

— И это печально, потому что самое главное — профилактика. Ношение масок в общественных местах, социальная дистанция, обработка рук — эти правила уже набили оскомину, но они являются наиболее эффективными. Некоторые могут парировать: я привился, зачем мне продолжать ходить в маске? Но ведь вакцина защищает от тяжелых форм заболевания, а не от инфицирования вообще — вы можете принести вирус своим пожилым родственникам и даже не знать об этом.
Пока пандемия не закончится, все должны придерживаться эпидемиологического режима, это наша коллективная задача. А еще все просто обязаны дружными рядами (мы как медики стараемся в этом плане подавать пример) выстроиться в очередь за прививкой.
В нашей стране с вакцинацией сложилась очень благоприятная ситуация: многие государства до сих пор не имеют доступа ни к одной вакцине, а в Беларуси это решаемый вопрос, тем более ждать совсем недолго.

— Вы сказали, что нужно носить маски, пока не схлынет вирус. Есть смысл спрашивать, когда это случится?

— Это будет зависеть от сознательности каждого и понимания, что без массовой вакцинации проблему мы не решим. К слову, прививаться должны даже те, кто переболел — можно подождать от 2 недель до 3 месяцев в зависимости от тяжести перенесенного заболевания. К слову, по данным некоторых исследований, количество вируснейтрализующих антител после вакцинации даже выше, чем у переболевших. И второй момент — постинфекционный иммунитет. Не стоит решать ребусы с количеством антител, тем более что они разные в зависимости от используемого диагностикума.
Вакцинальная кампания во всем мире идет без оглядки на количество антител в организме: даже если вы перенесли коронавирус, вакцина не повредит, просто иммунитет будет сильнее.
Причем, как правило, вакцины разрабатываются к стабильной части вируса, наименее изменчивой, поэтому они должны быть эффективны при разных изолятах.

— Понимаю, что вы не любите делать прогнозы, но все же: стоит ли нам рассчитывать на сильное уменьшение количества заболевших, как прошлым летом?

— На самом деле этот вопрос мне нравится. При всей напряженности пандемии мы должны оставаться оптимистами и не опускать руки. Если сравнивать весну этого года с весной прошлого, раньше настороженности и сознательности было больше. Однако хочется рассчитывать на лучшее, ведь все зависит от нас. Если население начнет еще более активно прививаться и при этом продолжит соблюдать правила безопасности, у вируса не останется шансов.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter