Людмила и Андрей Бывших.
В соцслужбу друг за дружкой
Мы в поселке Зеленый Бор. Частные дома-усадьбы и колоритная двухэтажная застройка 1948 года с редкими по нынешним временам деревянными лестницами и перекрытиями. Здесь чуть более тысячи жителей.Дом соцработников Бывших — в двух шагах от леса. Во дворе нас встречают три кучерявых пса и четыре кота. Еще один — Муркис — живет отдельно. Хозяйка хвостатого — бывшая подопечная — умерла, и кот оказался на улице. Людмила вначале подкармливала его, да в конце концов сердце не выдержало, забрала сироту к себе: одним ртом больше, одним меньше.
О соцслужбе Людмила впервые услышала, когда родила третьего сына. В Смолевичском ТЦСОН занесли семью Бывших в базу многодетных и, уточнив их жилищные условия, посоветовали подать заявление на расширение.
— Мы в законодательстве были не сильны, в голову даже не приходило поинтересоваться льготами, — признается Людмила. — Поэтому приятно удивились, что кто-то печется о нашем благополучии.
На свою старую работу — завхоза в школе — из очередного декретного отпуска Людмила так и не вышла, а стала соцработником ТЦСОН. Обслуживая пенсионеров, она часто обращалась к мужу, когда требовалась физическая сила: то 120‑килограммового инвалида нужно поднять на второй этаж, то крупную наледь и снег с крыши снять. В итоге в Смолевичском ТЦСОН сами предложили Андрею Николаевичу оформиться соцработником.
И лекарства купить, и дом достроить
Сегодня у Людмилы двенадцать подопечных, у Андрея — девять. Самой возрастной пенсионерке — 89 лет. Есть в одной квартире сразу двое беспомощных родственников — пенсионерка с ампутированными ногами и ее лежачая дочь.На «твоих» и «моих» супруги подопечных не разделяют, обслуживают их вместе. В восемь утра садятся в свою старенькую легковушку и едут по адресам Зеленого Бора и деревни Островы.
Андрей Николаевич снег расчищает, дрова колет, тяжелые сумки с продуктами носит. На жене — оплата коммунальных счетов, приготовление пищи, уборка, покупка памперсов. Хотя по факту все, в чем приходится помогать, и перечислить сложно — от замены батарейки в пульте телевизора до ремонта водяного насоса.Инвалид 1‑й группы Леонид Ванзонок надумал продать дом, чтобы купить квартиру. Друзья «помогли» — продали, да половина денег куда-то испарилась. В итоге квартиры нет, есть только недостроенный сруб, в котором жить невозможно. Андрей Николаевич вызвался завершить дело. Вставлял двери, делал электрику, проводил канализацию, водопровод. Искали в интернете предложения о продаже за копейки бэушной мебели, оборудования, остатков строймайтериалов и из них обустраивали жилище. Людмила похлопотала — оформили группу инвалидности, выделили адресную помощь.
— Без них бы пропал… — говорит Леонид, с трудом выговаривая слова: речь после инсульта так и не восстановилась.
Мелодия для души
89‑летняя Ядвига Малиновская — бывшая узница концлагеря. Встречает соцработников сидя на кровати: не может ходить. Но память у бабушки хорошая, она охотно общается. Супруги Бывших приехали к ней вместе с младшим сыном Иваном. Мальчик расчехляет гитару и играет. Мама поет «Темную ночь» — любимую песню Ядвиги Ивановны и ее отца-фронтовика.Реализация проекта музыкотерапии, с которым соцработники победили на районном конкурсе профмастерства, показала, как на него душевно откликаются одинокие люди. Людмила Анатольевна поясняет:
— Хотим не только накормить и поухаживать, но и создать настроение. Для стариков это минуты радости, а для подрастающего поколения — воспитание уважения к старшим. У детей надо формировать навык заботиться с детства. Иначе в старости сложно будет рассчитывать на обратную связь.В том, что творчество продлевает людям жизнь, Людмила Анатольевна убедилась на примере другой своей подопечной — Галины Беляковой. Та на пенсии впервые взялась за кисть — и открыла в себе настоящий талант. Сегодня вся квартира увешана ее картинами.
— Приходишь к Галине Алексеевне — она показывает очередное произведение, и глаза ее сияют, — делится впечатлениями Людмила.
У доброты нет выходных...
Судьба каждого из подопечных супругов Бывших по-своему трагична. Сын уговорил пожилую женщину продать квартиру в Жодино, чтобы досмотреть ее в старости, но после этого у него случился инсульт. Теперь старушка в свои 89 лет вынуждена за ним ухаживать. Но самые горькие и, увы, типичные истории, когда немощные старики оказываются брошенными собственными детьми и внуками. Те устраивают жизнь в другом городе или стране и в лучшем случае время от времени звонят. Попадает человек в больницу, а его ни навестить, ни забрать некому.Пожилой мужчина откладывал пенсию и высылал дочери в Германию, а она даже на похороны не смогла приехать. Участвовала в отпевании самого близкого человека дистанционно, по видеосвязи. На госпособие на погребение соцработники заказали памятник и оградку, а Андрей Николаевич бесплатно установил их на кладбище.
— Как подумаю, что могила зарастет и потом никто не сможет найти место упокоения, становится не по себе, — признается соцработник. — А вдруг приедут поклониться…
Людмила добавляет: нередко старики просят взять ключи от своих домов — боятся, что умрут и тело никто забрать не сможет. Свои мобильники супруги ни в выходные, ни ночью не отключают. Не раз срывались по срочному звонку, а то и по наитию — и заставали подопечных лежащими в коридоре с гипертоническим кризом или на улице с разбитой головой. Вызывали скорую, собирали вещи на госпитализацию и забирали после выписки.
— Часто приходится слышать: ну чего ты бежишь к своим в воскресенье, это ж твой законный выходной! — рассказывает Людмила Анатольевна. — А я не могу спокойно чай пить, когда знаю, что, кроме меня, человеку помочь некому…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Орёл, заместитель начальника главного управления социального обслуживания и социальной помощи Минтруда и соцзащиты:
— Социальная помощь на дому — наиболее востребованная форма соцобслуживания нетрудоспособного населения. Число нуждающихся в ней граждан с каждым годом прирастает в среднем на 1,5 процента. Сегодня такие услуги по месту жительства получают более 96 тысяч пожилых граждан и инвалидов.
Условный среднестатистический портрет соцработника — женщина 45 — 50 лет со средним профессионально-техническим или средним специальным образованием. В социальном обслуживании на дому также заняты и мужчины — приблизительно 200 человек на всю страну. Семейные пары встречаются редко. Но, например, в Калинковичском ТЦСОН трудятся соцработниками три супружеские пары. Среди критериев отбора на данную должность — доброжелательность, коммуникабельность, милосердие, стрессоустойчивость, умение слушать и слышать.
ЦИФРЫ
Социальное обслуживание граждан в Беларуси осуществляют 13,5 тысячи социальных работников и сиделок. Только в министерство ежегодно поступает 30 — 40 обращений со словами благодарности в их адрес.
kozlovskaya@sb.by
3 января в Беларуси стартовала республиканская новогодняя акция для пожилых «От всей души», которая продлится до 14 января. Инициатива принадлежит Главе государства, он озвучил ее на благотворительном празднике, прошедшем в рамках акции «Наши дети». Людей преклонного возраста будут поздравлять в учреждениях соцобслуживания, больницах сестринского ухода, а также посещать их на дому. Присоединиться к акции может любой желающий.