История одного экспоната: Иван Самбук во главе расчета гаубицы М-30 прошел с боями от Москвы до Праги

Навстречу Победе во всеоружии

Давно умолкли грозные фронтовые орудия Великой Отечественной, больше их расчеты не носят эмблемы в виде скрещенных пушек на своих погонах. Сегодня эти пушки стали экспонатами Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и могут многое рассказать о судьбе героев. Такова гаубица М-30, с которой завоевывал победу Герой Советского Союза Иван Самбук.

Гаубицу можно увидеть в инсталляции музея «Форсирование Днепра». 

Немецкие «Тигры» в плену

Гаубицу можно увидеть в инсталляции «Форсирование Днепра», которая занимает центральное место в экспозиции зала «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Советский тыл». Сложно поверить, что эта 122-миллиметровая гаубица образца 1938 года прошла со своим расчетом боевой путь от Москвы 1941-го до Праги 1945-го. 

— Гаубица М-30 предназначалась для разрушения укреплений, но зачастую применялась и для уничтожения техники. Аналогичные орудия такого калибра модернизировались и устанавливались на базу танков ИС-2, самых мощных из бронированных советских машин периода Великой Отечественной, — поясняет старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории ВОВ Виктор Русецкий.

Хотя гаубица М-30 и не противотанковое орудие, но мощь калибра позволяла использовать ее для борьбы с любыми типами немецких танков. Первое ее знакомство с новыми немецкими тяжелыми «Тиграми» состоялось в сентябре 1942 года под Ленинградом. Замаскированная батарея гаубиц подпустила колонну немецкой техники на ближнюю дистанцию и фланговым огнем с первых выстрелов подбила танки, вынудив остановиться. Болотистая местность около станции Мга не позволяла немцам маневрировать тяжелыми танками. И вскоре батарея уничтожила оставшиеся новинки врага. 

Благодаря гаубице захваченные немецкие «Тигры» были внимательно изучены, и эффект внезапности, на который очень рассчитывало немецкое командование при планировании летнего наступления 1943-го, оказался утерян. 

Огонь возмездия

На стволе гаубицы нарисованы семь красных звезд — именно столько гитлеровских танков было уничтожено ее огнем, а также 18 бронетранспортеров, 89 пулеметных точек, разрушено 29 дотов и 39 дзотов. 

Командовал расчетом гвардии старший сержант Иван Елисеевич Самбук — командир огневого взвода 34-го гвардейского артиллерийского полка 6-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии.

— Во главе расчета гаубицы Иван Самбук прошел с боями более 1100 километров, участвовал в Курской битве и форсировании Десны, Днепра, Припяти, с боями дошел до Эльбы, — уточняет Виктор Русецкий. — Принимал участие в освобождении Украины, Польши и Чехословакии. Победу гвардии старший сержант встретил в Праге вместе с этим орудием.
Иван Самбук.

Герой Советского Союза Иван Елисеевич Самбук родился в 1919-м в деревне Рог Петриковского района Гомельской области в семье крестьян. Окончил Птичскую неполную среднюю школу, поступил на рабфак. В 1939 году его призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Во время советско-финляндской войны служил на Карельском перешейке. С августа 1941-го — участник Великой Отечественной войны. Воевал на Южном, Брянском, Западном, Центральном и 1-м Украинском фронтах. 

Медаль «За отвагу» он получил через год после начала Великой Отечественной войны. В представлении к награде читаю: «Старший сержант отличился в боях за высоту Веховского района Орловской области 5 декабря 1942 года. Расположил орудие, учтя условия местности. Под сильным огнем противника тяжелыми снарядами бесстрашно руководил огнем, разрушил наблюдательный пункт и дот противника, мешавшие продвижению нашей стрелковой роты. Благодаря умелым маневрам расчет товарища Самбука потерь не понес».

Отличился он и в пекле Курской дуги летом 1943-го. Находясь со взводом на открытой огневой позиции, три дня отбивал ожесточенные атаки противника. 7 июля бои достигли критической точки, немецким танкам удалось вклиниться в оборону и отбросить наши части. Расчет Самбука находился на незащищенной высоте. Вскоре немцы отрезали конную тягу от гаубицы, и маневрировать стало невозможно, взвод был окружен. 

— Несколько часов взвод Самбука сражался в окружении на высоте и бил прямой наводкой по пехоте и технике, вплоть до перегрева орудия, — восстанавливает ход событий Виктор Русецкий. — Тогда же тремя снарядами были подбиты два немецких танка. В условиях окружения и постоянных атак это очень высокий результат. За этот бой Иван Самбук награжден орденом Красной Звезды. 

«В воде рвались снаряды врага»

За успешную переправу и прикрытие огнем пехоты во время форсирования Днепра Иван Самбук был удостоен звания Героя Советского Союза. Сам он вспоминал об этом так:

— Мы вышли к Днепру после стремительной атаки нашей пехоты. Саперы еще не навели переправу. Каждый из нас понимал: нельзя дать врагу опомниться, собрать свои силы в кулак и отразить наше наступление. Мы приняли смелое решение — переправляться, не ожидая подхода понтонов. 


Артиллеристы из бревен соорудили плот, погрузили гаубицу и оттолкнулись от левого берега, вспоминает далее Самбук:

— В воде рвались снаряды врага, противно чавкали мины, поднимались фонтаны воды. Маневрируя, мы переправили свое орудие на правый берег. Закрепились, стали на прямую наводку, отражали контратаки немцев до подхода наших главных сил. Мы обеспечили артиллерийскую поддержку нашей пехоте. В такой же сложной обстановке мы форсировали и реку Припять.

Быстро соорудить надежный плот для гаубицы весом 2,5 тонны и переправиться в числе первых под плотным огнем противника непросто. Однако при форсировании рек Десна, Днепр и Припять расчет Ивана Самбука, невзирая на опасность, не отстал от пехоты, огнем обеспечил ее успех в закреплении на плацдармах. 

— Перед началом Великой Отечественной войны на вооружении немецко-фашистских захватчиков орудий такого калибра не было, а создать его позднее так и не удалось, — акцентирует внимание Виктор Русецкий. — С лета 1944 года линия фронта неумолимо приближалась к границам Германии. Участились бомбардировки промышленных объектов. Среди немецких войск с каждым годом все более ощутимой становилась нехватка эффективных средств борьбы с советскими танками. Заводы вынужденно переориентировались с массового производства больших орудий на выпуск однозарядных гранатометов. 

Быстро соорудить надежный плот для гаубицы весом 2,5 тонны под плотным огнем противника было непросто.

После войны Иван Самбук продолжил службу. В 1964-м он вышел в запас в звании гвардии полковника. Работал преподавателем довоенной подготовки в Минском радиотехническом техникуме. Иван Елисеевич умер в Минске в 1979 году. В 2016-м на доме № 67 по улице Якуба Коласа, в котором он жил, появилась мемориальная доска.

До июля 1960 года гаубица оставалась на вооружении, затем ее передали в музей. С тех пор рассказ об этой пушке и смелом командире ее расчета звучит из уст экскурсоводов не одно десятилетие. Гаубица продолжает служить делу сохранения памяти о подвиге советского народа, является свидетельством того, что история нашей Победы над гитлеровским фашизмом обширна и многогранна.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter