Патриотическим воспитанием детей родители должны заниматься вместе с преподавателями

Научить учиться

На Республиканском педсовете шла речь о качестве учебников и кадровом обеспечении школ, ссузов, вузов. Кто и почему выбирает профессию педагога и можно ли одному делу посвятить всю жизнь? Об этом корреспондент «НГ» поговорил с Лилией Скиндер, ветераном педагогического труда, которая 35 лет преподавала физику.


В знания нужно углубляться

В каждой школе есть свои учителя-легенды, о которых всегда с теплотой вспоминают коллеги, бывшие ученики и их родители. Именно таким человеком является Лилия Скиндер, труд которой был не раз отмечен многочисленными наградами. Сейчас она на заслуженном отдыхе, однако за профессиональным или жизненным советом к ней как к опытному учителю-методисту и мудрому человеку до сих пор обращаются многие педагоги района. 

После окончания в 1974 году Брестского пединститута имени А. С. Пушкина 23-летняя Лилия была направлена учителем физики в ивацевичскую среднюю школу № 1. На работу в этот райцентр она уехала вслед за мужем Леонидом, с которым вместе училась на физмате: его годом ранее распределили учителем математики в одну из местных сельских школ: 

— Старшие коллеги-физики оказывали мне серьезную методическую помощь, но каких-то тепличных условий для молодых специалистов тогда не создавали. 

Сложностей в работе педагога хватало всегда. По воспоминаниям Лилии Григорьевны, в конце 1980-х, когда в стране наблюдался беби-бум, в некоторых классах числилось по 42—44 ученика — учителям даже приходилось дочерчивать в журнале дополнительные графы, так как их было всего 40:

— Школьники в любые времена в чем-то схожи: среди них обязательно будут и ответственные ребята, и хулиганы. И дисциплину в классе одними наказаниями не удержишь. В первую очередь учитель должен заинтересовать своим предметом. Поэтому мой совет начинающим педагогам — постоянно углубляйте свои знания, тогда вы всегда будете уверены в себе и сможете ответить на любые вопросы учеников. Особенно это важно сейчас, когда у всех есть доступ в интернет. Ребенок может, к примеру, найти решение какой-то задачи по физике, которое описано не так, как в учебнике. И учитель должен объяснить, чем вариант, который предлагает он, лучше интернетовского. Но, по правде говоря, к некоторым новым учебникам у меня и у других педагогов периодически возникали вопросы, связанные с встречающимися там неточностями и противоречиями. В старых учебниках, по которым в школах учились не один десяток лет, таких недоработок не было. Про это, кстати, не раз говорил Президент и снова повторил на минувшем Республиканском педсовете. 

Помощь в выборе профессии

По мнению Лилии Скиндер, определенные вещи необходимо менять и во взаимоотношениях школы с родителями. В первую очередь делать это надо для блага детей, чтобы они выросли сильными личностями и настоящими гражданами своей страны:

— Мне кажется, что теперь взаимоотношения учителей и родителей зачастую построены на потребительском отношении. Некоторые думают так: тебе платят деньги, и ты должен научить и воспитать моего сына или дочь. А я в это время займусь какими-то своими, более важными делами. Но что может быть важнее, чем воспитание собственного ребенка? Те из родителей, кто сваливает это только на педагогов, совершают большую ошибку, которая потом аукнется им в жизни. 

Ветеран педтруда полностью согласна с Главой государства и в том, что воспитанию подрастающего поколения в школах необходимо уделять самое пристальное внимание.

— Детей нужно готовить к взрослой жизни уже со школы, — уверена Лилия Григорьевна. — Ту же профориентацию в соответствующей форме стоит проводить уже с начальных классов. Чтобы ребята с раннего возраста знали, где, к примеру, собираются наши знаменитые тракторы, что собой представляет БелАЭС. Не всегда ребенок самостоятельно может разобраться и в огромном информационном потоке. Чтобы избежать этого, педагоги должны воспитывать учеников в духе патриотизма, уважения к государству, родителям, школе, а главное — друг к другу. 

В ТЕМУ

Лилия Григорьевна никогда не отходила от принципа, что учитель своим поведением должен подавать пример другим. Вместе с мужем Леонидом Константиновичем, который более 10 лет проработал директором СШ № 4 в Ивацевичах, они вырастили троих детей и заложили настоящую педагогическую династию. Их дочь Светлана окончила педагогический факультет Брестского госуниверситета и затем долгое время преподавала в областном институте развития образования. А внук Константин, который в этом году окончил факультет прикладной математики БГУ, буквально пару недель назад начал работать учителем в одной из сельских школ Минского района.

paplauski@gmail.com

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter