Национальное исследование качества образования (НИКО) планируют проводить раз в три года, сообщила ректор Академии образования Ирина Старовойтова во время II Международной научно-методической конференции «Обеспечение качества образования: состояние, проблемы и перспективы». В будущем в него могут войти и другие направления для изучения: информационная грамотность, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект.
Иллюстративное фото
— Главная задача проведения данного мероприятия — выявление уровня функциональной (читательской, математической, естественнонаучной и финансовой) грамотности белорусских учащихся, имеющих базовое образование, — объяснила участникам Ирина Старовойтова.
В НИКО ставятся и иные задачи, важные для развития педагогической науки и образования: анализ факторов, обусловливающих уровень функциональной грамотности учащихся; определение на основе результатов НИКО направлений совершенствования научно-методического обеспечения общего среднего образования, подготовки и повышения квалификации педагогических работников; разработка органами управления образованием мероприятий для повышения качества образования с учетом выявленных в ходе НИКО проблемных вопросов.
По итогам результатов исследования в 2023 году разработана дорожная карта по формированию функциональной грамотности учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, на 2024–2026 годы, уточняет спикер:
— НИКО рассматривается как цикличное исследование. В 2023 году в фокусе внимания находились четыре вида функциональной грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая). В последующих циклах исследования данные направления могут сохраниться, став базовыми, а также могут появиться новые — вариативные. Такой подход позволит отслеживать динамику развития национальной системы образования, включая уровень образовательных достижений учащихся. В настоящее время перечень направлений НИКО остается открытым: в перспективе в него могут войти, к примеру, информационная грамотность, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект. Планируемая цикличность исследования — раз в три года.