Любимые песни из любимых кинофильмов: к 100‑летию Исаака Шварца

Ваше благородие, госпожа удача…

Музыка — особая, важнейшая частица советского кинематографа: много лет самыми любимыми и узнаваемыми в народе остаются песни, написанные специально для популярных лент. Сотни альбомов с музыкой кино хранятся в памяти караоке‑машин и миллионов мобильных телефонов — песни из кинофильмов знают и поют все. Немалая доля популярности принадлежит Исааку Шварцу: без его уникального дара мелодиста многие знаменитые картины недобрали бы своего сокрушающего обаяния и романтической грусти. В этом году со дня рождения выдающегося советского композитора исполнилось 100 лет: хороший повод лишний раз проиграть свой трек-лист любимых кинохитов.

коллаж Ольги Пак.

«Белое солнце пустыни» (1970)

Истерн Владимира Мотыля — один из самых любимых фильмов, снятых в СССР. «Белое солнце пустыни» приобрело статус культовой киноленты еще в советские годы, сохранив его и потом. Кинокартина даже стала талисманом советских и российских космонавтов: перед стартом они непременно ее пересматривают, кассету с фильмом в свое время доставили даже на МКС. 
Сумасшедшую популярность приобрела и песня Верещагина «Ваше благородие, госпожа разлука…». Написанная Шварцем на стихи Булата Окуджавы, она стала одной из самых знаковых мелодий советского кинематографа. 
Режиссер Владимир Мотыль (кстати, уроженец Лепеля) сотрудничал с тандемом Окуджавы и Шварца и ранее — поэт и композитор сочинили песню «Капли датского короля» к его фильму «Женя, Женечка и «катюша». Песню Верещагина они писали специально для киноленты, причем ориентируясь изначально именно на голос актера Павла Луспекаева, который сыграл в «Белом солнце пустыни» пожилого несгибаемого таможенника. У Луспекаева был опыт исполнения песен Шварца — композитор часто сочинял музыку к спектаклям ленинградского БДТ, где служил актер.

«Соломенная шляпка» (1974)

Песни из этого кинофильма, где главную роль ловеласа Фадинара сыграл Андрей Миронов, были столь популярны, что в 1970‑е их даже выпустили на фирме «Мелодия» отдельной пластинкой. Окуджава и Шварц в этой картине развернулись во всю ширь, сочиняя свою песенку чуть ли не для каждого персонажа. В «Соломенной шляпке» пели все: сам Миронов и Зиновий Гердт, Алиса Фрейндлих и Михаил Козаков, Людмила Гурченко и Ефим Копелян (правда, как раз его исполнение «Песенки ревнивого и обманутого мужа» из фильма в итоге вырезали). Одним из самых известных музыкальных фрагментов является песня холостяка: «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки…», в которой герой Андрея Миронова перечисляет имена любовниц, которым в связи с грядущим браком дает отставку. Забавно то, что этот донжуанский перечень слово в слово совпадает со списком лошадей в завещании Портоса из романа Дюма «Десять лет спустя». Вот тебе и Иветта, Мюзетта, Лизетта, Жанетта, Жоржетта!..

«Нас венчали не в церкви» (1982)

Сам фильм режиссера Бориса Токарева не относится к всенародно популярным, в нем не снялся никто из звезд с громкими именами, больше знаком он ценителям. Исаак Шварц написал для него три нежных, пронзительных романса. Первый, «Нас венчали не в церкви» на стихи дореволюционного поэта Алексея Тимофеева (к слову, это вторая попытка оживить текст музыкой, Шварц здесь написал мелодию, альтернативную романсу Даргомыжского), дал название фильму, второй на слова Якова Полонского не пользуется широкой известностью. А вот третьей песней стала всем знакомая «Любовь и разлука» на стихи Булата Окуджавы. Именно эта песня в каноническом исполнении великолепной Елены Камбуровой открывает собой повествование о жизни революционера‑народника Сергея Синегуба.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

«Кавалергарды, век недолог, и потому так сладок он…» — еще одна знаменитая мелодия Шварца на стихи Окуджавы, написанная для фильма «Звезда пленительного счастья». Музыка к этой картине (еще один великолепный пример соавторства с режиссером Владимиром Мотылем) считается одной из вершин творчества Исаака Шварца.

«Кино плохо согласуется со сложными музыкальными формами; для экрана очень важно писать мелодично, просто, но ни в коем случае не банально», — считал композитор. Бытовала легенда, что романс кавалергардов написан по просьбе Игоря Костолевского, игравшего роль декабриста Анненкова: какой, мол, кавалергард без лиричного романса? Песню в фильме спел актер и бард Владимир Качан — и исполнял ее потом долгие годы после выхода картины: романтическая мелодия ушла в народ.

«Блондинка за углом» (1984)

Дуэт интеллигентного Андрея Миронова с Татьяной Догилевой, в очередной раз играющей недалекую мещанку, в фильме Владимира Бортко оказался достаточно популярным: за год картину посмотрело больше 24 млн зрителей. По меркам Советского Союза это, конечно, не сумасшедший хит, но более чем серьезный результат. Миронов, обожавший петь, и здесь не изменил себе: Исаак Шварц написал для него четыре иронические, мудрые и симпатичные песни, правда, изменив на сей раз своему любимому соавтору Окуджаве. Может быть, поэтому мелодии и не стали стопроцентными шлягерами, однако все‑таки многим запомнился хороший совет:

Не позволяй себе сгореть

В делах ненастоящих.

Чтобы душою не стареть,

Смотри на звезды чаще.

«Капитан Фракасс» (1984)

Впрочем, в том же 1984‑м, когда вышла «Блондинка за углом», зрителям представилась возможность вновь приобщиться к работе Окуджавы и Шварца в двухсерийном телефильме «Капитан Фракасс» режиссера Владимира Савельева — роскошном подарке всем любителям костюмной романтики и увлекательных приключений в исторических декорациях XVII века. Сценарий по роману Теофиля Готье написал известный бард Юрий Визбор, главную роль исполнил Олег Меньшиков, в кадре появились Светлана Тома, Леонид Ярмольник, Ивар Калныньш и другие. Из четырех романсов один написан композитором Владимиром Дашкевичем — это песенка «Вот какая‑то лошадка бьет копытами в песок…». А вот остальные три созданы Иса­аком Шварцем и весьма популярны у любителей исполнения под гитару по сей день: это «Надежды крашеная дверь», «Ах, как летят за днями дни» и знаменитый «Дождик осенний». Все мелодии для женского голоса, исполнили их Елена Камбурова и Наталья Горленко — актриса и певица, муза Булата Окуджавы, которой посвящены многие его стихи и песни.  
Кстати, Окуджава особо ценил Исаака Шварца за уникальное умение «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки».
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter