От чего сегодня зависит настроение, баланс в душе и сердце у Николая Радомана — настоящего руководителя

Настроение на солнце и... дождь

И в самом деле, погода редко записывается в союзники к нашим крестьянам. Абсолютно прав Президент, когда, находясь в Берестовицком районе, давал оценку текущей ситуации: «Ждать с моря погоды не приходится. Я вам говорил на селекторе, что в Беларуси засушит сначала, потом зальет. Вот оно так и получается, а убирать надо».

Нигде, ни в какой другой отрасли так не приходится мотать нервы на кулак из-за неожиданных выкрутасов небесной канцелярии, как в сельском хозяйстве. Это не просто зона рискованного земледелия, а территория высочайшего напряжения физических сил буквально всех, кто трудится на земле. Но особенно аграрных «комбатов», то есть руководителей сельхозпредприятий. Вот уж у кого рабочее настроение, даже сердечный ритм вплотную зависят от ситуации на полях в сезон. Почти ни один доктор не измерит ежесуточной синусоидной кривой самочувствие председателя, особенно когда звенья в хозяйстве настроены на все сто, необходимый задел под урожай осенью и весной обеспечен по полной, — только получай тщательно рассчитанный и реально запланированный результат… Ан нет, режет, рвет по живому коварная непогода, оставляя видимые и невидимые шрамы на сердце. Тогда не просто обидно до слез, до нервного изнеможения — готов поклониться хоть богу, хоть черту, чтобы отвести незаслуженную напасть от каждого гектара, заслонить собой, прикрыть, спасти готовую щедро разродиться землю.

… Уже по голосу Николая Вячеславовича Радомана почувствовал: именно такое состояние у руководителя несвижского агрокомбината «Снов». Когда нервы на пределе, даже если ладится все в хозяйстве, кроме того, что происходит на зерновом поле. Вот потому и затаилась у него в душе крестьянская обида на небо за эти несправедливость и вопиющий беспредел. «Очень точная пословица: дождь идет не тогда, когда просят, а когда жнут и косят», — говорит расстроенный руководитель.

— Что без настроения, Николай Вячеславович?

— Да откуда ему быть, Григорьевич, если дождь лупит каждый день! Финиш уборки зерновых — погода больше воздуха нужна, а тут… Сильные дожди с ветрами, пусть и скоротечные, придавливают пшеницу к земле, обламывают тяжелые колосья. Это зерно уже не поднимешь комбайном при самом высочайшем мастерстве. Вот и вчера (телефонный разговор был в пятницу. — Прим. авт.) с утра солнце, а к 17 часам как дал дождь — все, стоп, машина. Да и сегодня небо в тучах. Вот нервы и не выдерживают…

Как не понять, ведь в агрокомбинате «Снов», как всегда, под урожай-2023 сделано все необходимое, комар носа не подточит и по технологии, и по отношению людей к работе. Как заметил Николай Радоман, средства вложены колоссальные, все по чесноку, то есть на совесть, и при посеве, и при уходе, и при самой уборке. Урожайность по этому засушливому году, можно сказать, достойная — 90 центнеров колосовых зерновых с гектара (в 2022-м была 97), а озимый ячмень дал без трех центнеров сто. Да если бы не небесные препоны, «Снов» бы уже закончил жатву: надо-то три-четыре погожих дня на оставшиеся 25 процентов площадей.

Ясное дело, откуда быть приподнятому настроению у председателя. Нервы вымотает непогода хуже любой беды, да и не только у руководителя — у специалистов, самих комбайнеров. Никто, еще раз повторю, эти «затраты» никогда не подсчитает, не окупит, а уж тем более не вернет. Теперь скажите, есть еще в народном хозяйстве подобная профессия, такое ремесло, где зачастую деньгами гигантские усилия не измерить и умом, далеким от села, его проблем не понять?..

Впрочем… Рискованное это дело — обобщать. То есть всех мерить на один копыл. Если рискнешь — непременно ошибешься, попадешь под раздачу. Вот и думаю: а все ли руководители, как Николай Радоман и еще десятки и даже сотни ему подобных настоящих хозяев земли белорусской, так переживают за урожаи, привесы, надои, благосостояние сельчан? И хочешь не хочешь — так уж устроены генетически, по воспитанию и образу мышления, — обязательно пропускают через себя, сердце и нервы результаты своей и командной работы? А еще потенциально зависимы от всего этого, как, извините, от наркотика?..

Ответ очевиден. Увы, не все. Так и хочется добавить: пока не все. Иначе не было бы повода (уже неоднократно) у нашего Президента поднимать, например, проблему падежа скота, как Александр Григорьевич это сделал при посещении РСУП «Олекшицы» Берестовицкого района

3 августа. Нет, одного из передовых хозяйств, в том числе в животноводстве, данная проблема не касается, но в АПК никак не изживут случаи непродуктивного выбытия скота. Причем есть хозяйства, где с молодняком, новорожденными телятами обходятся немилосердно и нетехнологично, принуждая, по сути, к скорой гибели. Бесчеловечно — раз, безответственно — два. Я бы сказал еще и преступно. Отсюда огромные потери в воспроизводстве стада и в целом в экономике.

Президент в «Олекшицах» подсказал выход, сделав всем последнее предупреждение: «Надо именем революции забирать телят в хозяйствах, которые до месяца не могут их содержать, и ему (в «Олекшицы». — Прим. авт.) отдать! Он не отказался бы. Вообще не должно быть падежа. Кроме исключительных случаев. Надо забирать скот у тех, кто не умеет содержать телят».

Увы, подобных адресов «неумех» сколько угодно. Вот скажите, там что, совсем далекие от крестьянского уклада люди работают? На тех фермах и в кабинетах руководителей, специалистов, особенно зоотехников и ветврачей, числятся мошенники, выкупившие дипломы о высшем и, что еще важнее, профильном аграрном образовании? Нет? Почему же тогда «не особенно образованные» крестьяне на своем подворье уверенно и заботливо выхаживают даже самого слабого теленка, а дипломированные спецы этого делать не умеют… Умеют, более чем уверен, не могут не уметь! А что ж тогда? Как можно при способностях наплевательски относиться к живому существу? Диагноз неутешителен: просто не хотят, потому что временщики, потому что не проходят каждодневные, а то и круглосуточные заботы за порученный участок через их сердца, нервы. А их совесть хронические провалы почему-то никак не задевают.

Что ж, тогда и впрямь именем революции! И пользы дела для. Забирать у откровенных и замаскировавшихся дилетантов беззащитных телят и отдавать в настоящие крестьянские руки. Ну, заберем, а дальше? В этом же хозяйстве, на этих же фермах завтра родятся новые малыши, которых надо сохранить и вырастить. А «специалисты» здесь, выходит, те же. Круг замыкается?

Нет, наоборот, он, порочный, разрывается. Абсолютно прав Александр Лукашенко. Забирать ответственное дело у нерадивых надо немедленно. И добавлю: а самих их гнать в три шеи, подальше от этого самого дела. Если не исправляются, конечно… Ветеринара — с фермы, агронома — с поля, коль урожайность у него из года в год на уровне 15—20 центнеров с гектара. И зоотехника — с хозяйства, в котором надои не выше козьих. И даже руководителя сельхозпредприятия — на посильную для него работу. Потому что он, во-первых, терпит безответственных лодырей, во-вторых, практически не переживает по-настоящему за общий исход порученного дела и за каждую позицию в отдельности. И все они работают ни шатко, ни валко — без души, без сердца и без особых амбиций. Лишь бы день до вечера…

А настроение у Николая Вячеславовича Радомана все же улучшилось. Говорит, на августовские дожди еще как посмотреть: они и огорчают, и радуют. На свеклу влага оказывает очень позитивное влияние, на стремительно отрастающие травы. Да и кукуруза на загляденье, почти четыре метра в рост, и зерно в ней наливается! Радуется этому опытный хозяйственник, находя не только в природе, но и в своей душе баланс.

В завершение разговора пожелал ему хорошей погоды. Вот только хорошая теперь какая?..

mikhovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter