Виталий Вовк.
В 1987 году МТЗ поставил мировой рекорд по количеству выпущенных тракторов: 100,1 тысячи. Их экспортировали более чем в 50 стран мира, в том числе в Западную Европу. В отдельные годы до 2 тысяч машин поставляли в США. Сегодня минский завод выпускает более 40 тысяч единиц техники. Но назвать это падением будет некорректно. «Слабая» демография склоняет спрос в сторону мощных, высокопроизводительных машин. И если классические модели (82-я, 1221-я) работают с 3- и 5-корпусными плугами, то энергонасыщенные 350-сильные модели — с 8–9-корпусными. На долю техники мощностью свыше 300 лошадиных сил пока приходится 3–5 процентов мирового рынка. Но у этого сегмента большие перспективы. Поэтому МТЗ успешно в нем присутствует. Причем увеличивается спрос на такую технику и со стороны белорусских хозяйств: отечественные модели более доступны по цене по сравнению с западными аналогами. Впрочем, потребители сегодня оценивают не контрактную цену техники от производителя, а стоимость эксплуатации на протяжении всего ее жизненного цикла, а также стоимость часа работы. Аграриям важно, какая будет себестоимость обработки гектара пашни. И по этому критерию «Беларус» выигрывает у многих конкурентов.
Белорусский завод один из немногих в мире, обладающий замкнутым циклом производства: начиная с конструирования, выпуска основных узлов и агрегатов, заканчивая сборкой и управлением готовым продуктом. Другими словами, компания от а до я сохраняет контроль над изделием. Это позволяет оперативно реагировать на любые изменения рынка, быстро давать отзыв на новые потребности потребителей.Например, уже на стадии конструирования новых моделей в них закладываются возможности по вариативности использования узлов и агрегатов различных производителей. Скажем, двигатель может быть белорусским, немецким, американским, японским… По желанию заказчика. Но многие предпочитают белорусскую комплектацию: она себя хорошо зарекомендовала. Кстати, первый серийный трактор МТЗ-2 (его выпускали в 50-х годах), который красуется перед заводской проходной, до сих пор может выполнять свои функции. Если, конечно, его снять с пьедестала.
Поэтому наша техника пользуется спросом: до 90 процентов продукции МТЗ отправляется на экспорт. И можно долго проводить различные технические сравнения с немецкими, американскими и китайскими образцами, но на внешних рынках белорусским тракторам приходится конкурировать со всеми мировыми производителями. В 2020 году среди мировых экспортеров тракторной техники минский завод занимал 12-ю строчку по статистике ООН. Среди основных рынков сбыта нашей техники лидируют Россия, Украина, Казахстан. На четвертой позиции прочно укрепился Пакистан. По итогам последних двух лет в топ-5 вошел Узбекистан. Растут объемы продаж в страны дальнего зарубежья.
В прошлом году МТЗ начал прорабатывать выход на рынки Европейского союза. Задача амбициозная, учитывая, что ЕС очень сильно защищает своих производителей от иностранных конкурентов. Но перспективы у белорусского предприятия есть. Особенно в Восточной Европе, где сохранилось уважительное отношения к марке «Беларус».
Некоторые машины с успехом работают до сих пор, хотя их поставляли еще во времена Советского Союза. В 2019 году МТЗ представил четыре модели тракторов 5-го экологического класса: Belarus-952.7, 1025.7, 1220.7 и 1221.7. Они прошли сертификацию в Европе на соответствие Регламенту № 167/2013. В прошлом году запущены в серийное производство модели с двигателями класса Stage-V производства Минского моторного завода.
В планах Минского тракторного завода в течение ближайших нескольких лет полностью обновить модельную линейку. Процесс начался с модернизации и рестайлинга «классики» — 82-й и 1222-й серий. Внедрили все последние достижения в области тракторостроения. Изменился и дизайн: сохраняя привычные обводы и пропорции белорусского трактора, внешний вид впитал в себя все тренды современной дизайнерской моды. Экстерьер тоже важный фактор конкурентоспособности. Потребитель выбирает технику в том числе и по внешнему виду. Как ни крути, а эстетика в современном маркетинге занимает далеко не последнее место.
Но один из самых амбициозных планов — модернизация производства. Как отметил генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк, предприятию необходимо техническое обновление. Конечно, модернизация проводится непрерывно, постоянно закупаются новые оборудование и станки, но в следующие две пятилетки компания планирует интенсифицировать этот процесс. Время требует внедрения новых технологий, которые позволят повысить производительность труда, снизить издержки производства и дать новые возможности для реализации ноу-хау в новых образцах техники, которые уже «зреют» в конструкторских бюро. Разработана и утверждена программа модернизации до 2030 года с объемом финансирования около 2 миллиардов долларов. Планируется вынести за пределы Минска кузнечное и литейное производство — на сегодняшний день самое мощное в Беларуси. Фактически будет возведен новый завод мощностью 300 тысяч тонн чугунного и 100 тысяч тонн стального литья в год.
Свое 75-летие предприятие встречает бодро, по-молодому амбициозно. Впереди его ждет насыщенное десятилетие, к концу которого МТЗ станет совершенно новым производством, вооруженным современными технологиями, которые и дальше позволят ставить новые рекорды и брать высоты в мировом тракторостроении.
УНП 100316761