Российский педагог-психолог, КПТ-терапевт Мария Новикова:
– Если выбирать между односложными ответами «да» и «нет», то определенно «нет». Зимние каникулы слишком коротки для того, что тратить их на уроки, книги, дополнительные занятия, которые зачастую вызывают у детей не самые приятные ассоциации. Куда лучше сделать все то, что откладывали до зимы: покататься на коньках, слепить снеговика, пересмотреть все части Гарри Поттера.
Во-первых, каждый ребенок индивидуален. Одни взахлеб читают до ночи, другие смотрят сериал за сериалом, одни готовы сделать миллион дополнительных упражнений, другие с трудом справляются с базовой домашней работой.
Поэтому при выборе занятий для свободного времени всегда опирайтесь на интересы и особенности вашего школьника. Это не только сделает каникулы радостными, причем не только для ребенка, а при вашей вовлеченности поможет сблизиться с ним.Попросите сына научить вас играть в компьютерную игру, которой он увлечен, или предложите дочери сходить в ее любимое кафе, в котором она зависает с подругами после школы.
Во-вторых, если для вашей семьи дисциплинированность и регулярность в учебе играют существенную роль, всегда можно найти интересные альтернативы. Если нужно подтянуть математику, вовсе не обязательно добиваться, чтобы ребенок корпел над сотней уравнений. С младшими школьниками можно поиграть в школу. Пусть ребенок побудет учителем и «научит» вас решать уравнения. А потом бабушка проведет для всех вас диктант. Не бойтесь ошибаться: пусть ребенок видит, что родители тоже не все знают, и это нормально.
Если вы воспитываете подростка, будьте готовы к тому, что потребуется больше креативности. Ваша задача – соблюдать баланс между «хочу» и «надо», а также использовать позитивное подкрепление.Пусть ваш сын или дочь напишет свой список «хотелок» на каникулы в одном столбике, а в другом вы перечислите то, что, по вашему мнению, является обязательным по учебе. Каждый день выбирайте 2–4 пункта (в зависимости от объема) из первого столбика и 1 пункт из второго. Отмечайте выполненное галочками. И обязательно придумайте «приз» за выполнение всех ваших заданий. Это будет мотивировать школьника.
В-третьих, важно учитывать возраст ребенка. Для подростков неделя каникул – зачастую единственная возможность вырваться из рутины учебы, репетиторов и кружков, а также понизить уровень стресса.
Если же ребенок первоклассник, можно уделить время повторению учебного материала, но не забывайте: игра и физическая активность должны быть в приоритете.Пусть малыш посчитает ступеньки через одну, пока прыгает по ним, или прочитает, все ли покупки значатся в чеке. Вроде ерунда, а тоже тренировка!
Помните, что зимние праздники – это прекрасная возможность провести время с семьей, окунуться в атмосферу новогодней сказки, посмотреть на ребенка с другой стороны. Всё в ваших руках!
Нейрофизиолог, социолог, специалист в области прикладной психологии Кирилл Хмарский:
– Вопрос об учебе в период каникул так или иначе приходит в голову родителям, беспокоящимся не только об успеваемости ребенка в школе, но и о его здоровье, так как организм, не получающий достаточного количества отдыха, более подвержен риску заболевания.
Для начала необходимо внести ясность, что подразумевается под понятием «не забывать» об учебе. Для одних это значит все каникулы просидеть за учебниками, а для других – хотя бы не забыть, как учебник выглядит. Однако, касаясь данной темы, необходимо учитывать не только физиологический фактор. Важно устройство системы образования.
При хорошей системе образования ученик осознает важность обучения и сам находится в процессе познания. Такие школьники уже примерно понимают, чего они хотят, к чему стремятся, и активно идут к поставленным целям. Естественно, к желанию ученика учиться, к его целям и умениям необходимо еще прибавить – со стороны учебного заведения – высококвалифицированных педагогов и нормальные условия нахождения в образовательном учреждении.
Именно из этого введения в устройство системы обучения вытекает ответ на вопрос о том, следует ли даже во время каникул иногда открывать учебники. Естественно, это должно быть желанием самого учащегося, но наличие этого желание отчасти зависит от родителей.
Дело в том, что интерес к знаниям, любознательность – такие же особенности индивидуальной конструкции мозга человека, как, к примеру, тяга к танцам или художественному творчеству. Что заложено от рождения, то и будет проявляться в процессе жизни. Однако ответственные родители могут развивать в ребенке любознательность и желание учиться чему-то новому, если их нет от природы.Впрочем, это бывает редко, поскольку большинство детей, начиная познавать мир, интересуются всем.
Самое важное – донести до ребенка, что никто, кроме него самого, не сможет вложить в его голову знания без его на то согласия и пособничества. Ребенка с малых лет необходимо настраивать на то, что развитие интеллекта и правильное использование полученных знаний – это, выражаясь аллегорически, его личный набор ключей ко многим запертым дверям жизни. Новое знания – новый ключ, который когда-нибудь может неожиданно подойти к замку нужной двери.Когда ребенок начнет понимать это, тогда насыщение интеллекта станет для него не каторгой, а стилем жизни, как результат – вопросы о занятиях на каникулах (любых) просто не будут возникать.
Фото: freepik.com
Ранее мы писали о том, как помочь ребенку, который слишком расстраивается из-за неудач.