Музейный экспонат
Почти два десятилетия назад катер килевого класса типа «Аист» был принят на вооружение лоевскими пограничниками. По одной из программ Союзного государства его передали из России, где ранее он нес службу в Финском заливе. В 2013-м катер сделал свой последний выход на охрану белорусско-украинской границы. В этом году принято решение о передаче «речного ветерана» в музей, рассказывает заместитель начальника Гомельской пограничной группы Сергей Свентецкий:– Несмотря на то что край пограничный, в Гомельской области немного памятных мест или объектов, посвященных пограничникам. Катер, который достойно нес службу на рубежах страны, стал первым подобным экспонатом в музеях Беларуси. Его двойник планируем установить возле нашей войсковой части 1242 в Гомеле.
Кстати, «Аист» неоднократно участвовал в парадах и даже снимался в сериале «Государственная граница». По сюжету 11-й серии («Смертельный улов») белорусские пограничники задерживают нелегально перевозимый через днепровский участок груз. Контрабандой оказался один из похищенных в Украине противозенитных ракетных комплексов.
В реальности тоже было немало историй с погонями и задержаниями, вспоминает последний командир «Аиста» с бортовым номером 003 старший мичман Денис Моисеенко:
– С помощью катера задержали 28 нарушителей государственной границы и 60 нарушителей пограничного режима, изъяли 800 метров браконьерских сетей. Катер прост в обслуживании, неприхотлив к топливу. Небольшая осадка позволяет ему пройти по любому затону, даже в летний период, когда река мелеет. Мы расстаемся с боевым товарищем, но все очень рады, что его не распилят на металлолом, а отведут ему почетное место в музее.
Из Лоева пограничники доставили «Аист» в Гомель, где его установили на открытой музейной площадке (кабина судна в будущем будет доступна для посетителей). Однако и без него водные рубежи Родины под контролем. Сегодня на речном участке границы Гомельской пограничной группы, который составляет 169 километров, несут службу более десятка современных катеров.
Катер проводили в музей с почестями
Дань традиции
Водная граница Беларуси охраняется в четырех областях: Гомельской, Брестской, Гродненской и Витебской. Везде есть подразделения, оснащенные пограничными катерами. Однако именно лоевских речников-пограничников чаще всего называют наследниками Днепровской военной флотилии. Не зря они носят черную морскую форму, рассказывает заместитель директора Гомельского областного музея военной славы Константин Мищенко:– Этот катер, как экспонат музея, будет наталкивать посетителей на вопрос: в Беларуси есть флот и свои моряки? Есть и были. И эта форма, и традиции – дань памяти очень ярким и героическим страницам нашей истории.
Зарождение Днепровской военной флотилии к нашим землям имело опосредованное отношение. В конце XVII века Петр I заложил на Брянщине верфи, где начали строить военные корабли для русско-турецкой войны. По Десне и Днепру их отправляли к Черному морю. Спустя более двух веков моряки-днепровцы стали участниками уже Гражданской войны. Сформированная в 1919 году в Киеве Днепровская военная флотилия помогала частям «красных» вдоль всего Днепра. В сентябре 1919-го в ее состав была включена Припятская военная флотилия, чьи корабли разместились в Гомеле.
Но по-настоящему героические действия выпали на долю днепровцев в период Великой Отечественной войны. За беспримерные подвиги 3000 моряков флотилии удостоены орденов и медалей, 20 стали Героями Советского Союза, многие – посмертно. В 1941 году моряки‑днепровцы совместно с разрозненными частями 4‑й армии Западного фронта обороняли Пинск, Лунинец, Туров.
Приняли они активное участие и в освобождении белорусской земли. Накануне стратегической наступательной операции «Багратион» флотилия оперативно подчинялась 1‑му Белорусскому фронту и насчитывала 23 бронекатера, 20 тральщиков, 13 сторожевых катеров, 10 катеров ПВО, 26 полуглиссеров, 6 самоходных плавбатарей, 2 зенитных артдивизиона. Моряки участвовали в артиллерийской поддержке сухопутных войск, осуществляли переправы наших бойцов и срывали вражеские, обеспечивали противоминную оборону, высаживали десанты. После войны Днепровская флотилия дислоцировалась в Пинске, а в 1951 году была расформирована. На ее базе создан учебный отряд, готовивший специалистов для кораблей и частей Военно‑Морского Флота СССР. Сегодня морская форма сохранена в пограничных частях Беларуси.
Последний выход на охрану границы «Аист» сделал в 2013 году
Речные возможности
Если военный флот стал пограничным, то гражданский, хоть и с большими трудностями, сохранился. На балансе только Белорусского речного пароходства более полусотни буксиров и свыше ста рудовозов. Однако в стране озер и рек практически отсутствует судоходство. Из-за засушливых последних лет и малых глубин навигация вместо традиционных семи месяцев длится всего 2–3. Реки мелеют, корабли стоят. По мнению экономистов, вклад водного транспорта в экономику не соответствует его потенциалу. Возможным спасением для национального судоходства может стать разрекламированный проект международной водной магистрали Е-40 Гданьск – Херсон. Этот речной путь из северных морей в Черное примерно на тысячу километров короче, чем знаменитая европейская водная трасса Рейн – Майн – Дунай. Экономия времени – от двух до четырех суток. Однако пока проект остается на бумаге.galkovsky@sb.by