Кобрин высказывается за исключение некоторых объектов из списка историко-культурных ценностей Беларуси

Наследие, от которого стоит отказаться

Каждый третий памятник в Государственном списке историко–культурных ценностей страны от Брестской области находится в Кобринском районе. В свое время список заполняли максимально, надеясь, что будет государственное финансирование. Получилось — большие хлопоты. Местные власти инициируют исключение некоторых объектов. Аргументируют, что они даже в момент включения в список ценности не имели.



В Кобрине имеют высокие категории ценности две православные церкви, монастырь, костел и синагога. Иудейское религиозное объединение от здания синагоги недавно отказалось.

— Разрушаться здание не должно. Мы оформим документы и выставим на аукцион, — поделилась планами начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Кобринского райисполкома Надежда Жук.

Многострадальная и ни с чем не сравнимая достопримечательность Кобрина — православный Спасский монастырь. В нынешнем году исполняется 550 лет со дня его первого письменного упоминания. Это пример, как надо возрождать едва не утраченное наследие. Двухэтажный монастырский корпус еще пять лет назад принадлежал милиции. На первом этаже располагались камеры изолятора, во дворе — прогулочные площадки для заключенных. Когда постройки передали епархии, монастырь начал вторую жизнь.



Нас встречает игуменья Евфросиния — настоятельница монастыря. О возрождении обители матушка говорит со знанием дела:

— Уже подведен газ, оборудована котельная, проложены коммуникации.

Монахини приспособили бывшее административное здание под жилье: там теперь кельи, кухня, библиотека, рукодельная и сердце монастыря — домовая церковь.

Сейчас идет капитальный ремонт главного корпуса. Игуменья рассказывает, как меняли крышу. Показывает на вышку, которая когда–то обеспечивала милицию связью, а теперь грозится упасть:

— Надо сносить. Будем брать разрешение.

На законодательство, которое регламентирует каждый шаг при работах на историко–культурных объектах, настоятельница не сетует:

— Даже на снос старой уборной пришлось брать разрешение. Но мы не в обиде. Здесь все — история. Нужно бережно восстанавливать здание, которое представляет ценность.



Если с культовыми зданиями и историческими постройками, которые принадлежат организациям, все более–менее нормально с оформлением охранных документов, да и с охраной также, то с частными домами (а в списке 9 застроек улиц) ситуация сложнее.

Мы на улице Кирова. Почти на каждом доме — охранная табличка. Подумалось: а разве в этом есть что–то плохое? Значит, не снесут ради строительства супермаркета, не выселят на окраину.

Надежда Жук мой оптимизм не разделяет:

— Со стороны — да, хорошо. А каково собственникам? Ни окна поменять, ни крышу перекрыть по своей воле — надо разрешение Министерства культуры. Даже на покраску дома требуется согласование.

Хозяйка дома № 5 Нина Бондарук попаданием в список не гордится — возмущается:

— Купили дом в 1971 году. В старом техпаспорте уже значилась шлакобетонная пристройка. Пристроили комнату. Выкупили комнату у второй совладелицы дома и в 2002 году начали капитальный ремонт. К 2006 году от «исторического» дома ничего не осталось. А нам приходит бумага, что дом внесен в Государственный список историко–культурного наследия. Хоть бы комиссионное обследование провели, в дом заглянули те, кто счел его исторической ценностью.



Нина Васильевна призналась, что обошла не один чиновничий кабинет, все разводят руками: выбросить дом из списка не представляется возможным. Потом под нажимом райисполкома заказала все же охранную табличку. Повесила, правда, не на стене дома, а на заборе. Не будет таблички — штраф. Таков закон.

В госсписке от Кобринского района 11 памятников археологии. 8 из них, по мнению Надежды Жук, надо исключить.

Два объекта, которые видела своими глазами, действительно вызывают улыбку. Как, к примеру, каменное ложе около деревни Пески. Кто–то же придумал легенду, что здесь возлежала Екатерина Вторая, предложил сделать камень достопримечательностью и внес в государственный список...

Камень закреплен за Кобринским лесхозом. Сколько раз приходилось по новой устанавливать там охранную табличку, уже никто и не припомнит. Воруют с завидной регулярностью.

Легенда имеет право на жизнь. Но оформлять паспорт, вешать охранную доску? Увольте, Екатерина Вторая в здешних местах никогда не была...

Еще одна подобная «достопримечательность» — замчище у деревни Запруды. Якобы XIV — XVII века.

Надежда Жук показывает мне письмо за подписью директора Института истории НАН Беларуси Вячеслава Даниловича:

— Установлено, что не замчище это, а остатки мелиоративных сооружений, окружавших усадебно–парковый комплекс XIX века. Институт истории рекомендует исключить объект из списка.

А «замчище», замечу, даже попало в программу «Замки Беларуси». На его облагораживание планировалось выделить 15 миллионов рублей...

Прямая речь

Ирина Грачева, старший помощник прокурора Брестской области:

— В 2014 году прокуроры провели проверки по выполнению Закона «Об охране историко–культурного наследия». При всех положительных моментах вывод таков: работа нуждается в совершенствовании. Практически везде есть нарушения: отсутствуют учетные документы, проекты зон охраны, охранные доски, не соблюдаются нормы содержания. В некоторых районах планы мероприятий по охране памятников носят декларативный характер.

Компетентно

Вячеслав Гарбузов, секретарь координационного совета по охране историко–культурного наследия при Брестском облисполкоме:

— Совет Министров принял решение об оптимизации списка. И мы предлагаем некоторые памятники исключить. Не потому, что не желаем охранять. В каждом регионе есть объекты, которые лишились своей ценности или даже не имели ее. Недавно с ситуацией в Кобрине познакомился министр культуры Борис Светлов. Мы аргументировали, почему предлагаем оставить в списке только эталонную застройку. Еще замечу: список не только сокращаем, но и пополняем. В 2014–м статус историко–культурных ценностей придан нематериальному проявлению творчества человека: обрядовому хороводу «Стрилка» в Дрогичинском районе, танцу «Споровская полька» в Березовском и обряду «Вождение куста» в Лунинецком.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 12 (24642). Четверг, 22 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter